Т-34 машина безусловно легендарная, но не без своих проблем. В целом идеального оружия не существовало… Panzer IV имел слабую броню и мобильность, со временем уступал в орудийных показателях своим аналогам. Sherman уступал какое-то время в орудии Т-34, а мобильность так же не дотягивалась до советской машины. В свою очередь Т-34 обладал существенным минусом – плохим обзором.
Приборы наблюдения на Т-34
До 1943 года практически все Т-34 имели прицел наводчика и стрелка-радиста, триплексы водителя, триплексы по бортам башни и перископический прибор наблюдения наводчика, по совместительству командира. Он вращался на 360 градусов, но были ограничения в лице эргономики для самого танкиста. К тому же, командиры редко брались за него, доверяя прицелу и водителю, который имел в разы лучший фронтальный обзор.
С появлением башни гайки, на Т-34 отказались от триплексов в пользу обычных смотровых щелей. Они были уже, но и до этого в бортовые приборы смотрели нечасто. Куда значительнее было появление отдельной командирской башенки. Она давно была в разработке, но ради соблюдения массовости Т-34 её не добавляли, так как башню приходилось оборудовать дополнительными местами крепления, чтобы башенку не срывало как на «Тиграх» и «Пантерах» или Panzer III и IV. Благо примеров советские танкисты и артиллеристы показали много. Добавление командирской башенки стало больше вынужденным, так как из-за плохого обзора, советская армия теряла много танков и экипажей, что подтверждали и сами немцы.
Т-34-85 унаследовал ту же башенку, но с некоторыми доработками, что пошло на пользу как самой конструкции, так и танкистам. Кстати, в составе появился 5 танкист. Теперь экипажи Т-34 могли получать максимально подробную и достоверную информацию с поля боя.
Почему не добавляли?
Ранние Т-34 до 1942 года включительно не имели командирской надстройки из-за возникавших проблем с люком на башне. Он занимал не малую площадь кормы башни и открывался не самым простым образом, а дополнительный элемент из стали весом в пару десятков кило минимум простоты эвакуации не добавил бы. Эту теорию подтвердили немцы на захваченных Т-34. Риск не успеть эвакуироваться был ни только у стрелка-радиста, но и у заряжающего, чего серийные «тридцатьчетвёрки» были лишены.