Найти тему
Конфедерация Фэнтези

Культовая научная фантастика - Гиперион Дэна Симмонса

Оглавление

Салют! Поговорим немного про такую культовую в научной фантастике вещь, как «Гиперион» Дэна Симмонса. Без спойлеров. Всего в цикле «Песни Гипериона» четыре романа, но сегодняшняя статья будет посвящена первому.

Фото: открытые источники
Фото: открытые источники

Это космоопера, действие происходит в далеком будущем, Земля – наша планета – погибла, но люди расселились по множеству других миров.

Во вселенной Гипериона можно выделить три основных силы:

1. Гегемония (нечто вроде ООН), она объединяет множество миров, они продвинутые, цивилизованные и т.д.

2. Бродяги. Это те люди, которые отъединилась от остального человечества и, несколько сотен лет назад, ушли куда-то в космос. Там бродяги жили в специальных космических кораблях. Они существенно изменились, физиологически. Отсутствие гравитации и собственная линия развития сыграли свою роль. О бродягах, на данный момент, известно не так много.

3. ТехноЦентр. Или, говоря иначе, искусственный интеллект. Машины, хоть и не восстали, как в Терминаторе, но от человечества, тем не менее, во многом отделились. У них свой центр, свои дела, про которые мы не знаем и т.д. Хотя сотрудничество между людьми и искусственным интеллектом налажено.

Так, например, ИИ предоставил человечеству технологию порталов быстрого перемещения в пространстве. Технический прогресс самих людей от таких технологий был далек.

Фото: открытые источники
Фото: открытые источники

По сути, единственная сила, о делах и проблемах которой мы действительно что-то знаем, это Гегемония. Ну и еще ряд окраинных планет, многие из которых стремятся в Гегемонию войти.

Гиперион же это некая, довольно необычная, планета, на которой находятся Гробницы времени. То есть Гробницы, в отношении которых время работает в обратном направлении – они движутся из далёкого будущего в прошлое.

А ещё на этой планете обитает Шрайк – то ли бог, то ли монстр, но, в любом случае, какое-то очень опасное существо с четырьмя руками, шипами и сверхспособностями. Он крайне опасен, любит убивать людей – и никто, собственно, не понимает, что ему вообще нужно.

Различных теорий много, есть даже церковь Шрайка, она достаточно сильна в Гегемонии, но правды не знает никто.

Фото: открытые источники
Фото: открытые источники

Завязка сюжета.

Небольшая группа людей, которые раньше друг друга не знали, семь человек, встретившись, по настоянию церкви Шрайка, которая, собственно, собрала их вместе, совершает паломничество к Гробницам времени.

История эта откровенно опасна – ведь в большинстве случаев такие паломничества оканчиваются смертью путешественников. Шрайк просто их убивает. Но все-таки не всегда – иногда, по каким-то причинам, паломников щадят.

И эти семь человек – каждый со своей мотивацией, своей историй, персонажи совершенно не похожи друг на друга – двигаются по планете. Идут к Шрайку.

Таков, собственно, весь сюжет. Тут нет эпика или чего-то в этом роде. По сути, история похожа на приключение.

Но по пути каждый из них рассказывает свою историю.

Персонажи понимают что вероятность погибнуть крайне высока и полагают, что объединив знания, смогут чего-то понять, разобраться в чем-то, что поможет им выжить. А цель при этом у каждого своя.

Фото: открытые источники
Фото: открытые источники

И собственно большая часть книги это истории путников и есть. Как сборник больших рассказов, объединенных одной интерлюдией.

Истории, при этом, абсолютно не похожи. И дело не только в сюжетах, но даже в самих жанрах, в которых они написаны. Есть, например, драма. Есть киберпанк. Есть космический боевик, есть богословские мотивы.

Это логично, учитывая насколько разные персонажи описаны и огромна вселенная «Гипериона». Один из собравшихся, например, поэт, другой бывший консул, один военный, одна – девушка – частный детектив и т.д. И каждый, при этом, так или иначе связан с Гиперионом (хотя непосредственно на планете были не все).

Почему стоит читать эту книгу?

Во-первых, все истории путешественников сильны сами по себе. То есть это сборник очень качественных, глубоких рассказов. Кое-где можно даже и прослезиться.

Во-вторых, благодаря удачной авторской задумке, вселенная книги открывается нам с совершенно разных сторон. И даже в разном времени. Потому что в далеком будущем люди живут куда дольше, чем сейчас. Одному из паломников несколько сотен лет, например.

Фото: открытые источники
Фото: открытые источники

Также, в Гиперионе очень много отлично продуманной игры со временем. Ведь в будущем люди научились перемещаться очень быстро, на своих космических кораблях. Быстрее солнечного света. В итоге время на конкретной планете и корабле идет по разному.

Пример: на планете А проходит пять лет. А на космическом корабле, который летел из точки А в точку Б – всего 4 месяца. Когда корабль возвращается на планету А, члены его экипажа старше на 8 месяцев (4+4), а вот жители планеты – на 10 лет. То есть все твои друзья, жена, дети, постарели на 10 лет. А ты всего на 8 месяцев.

Но вот язык написания, увы, не самый лёгкий. Не скажу что тяжелый, конечно, но все-таки кого-то может отпугнуть. Впрочем, «Гиперион» в любом случае не тот роман, который читается взхалеб – слишком разные истории тут представлены.

По хорошему, после каждого рассказа следует отложить книгу, подумать, дать всем кирпичикам перестроиться в голове. И только потом, какое-то время спустя, продолжать чтение. По крайней мере я делал именно так.