Найти в Дзене
КиноГурман

«Кин-Дза-Дза». А о чем, собственно, это кино?

Оглавление

Поговорим об этом народном фильме, давно ставшим культовым. Не спешите кидать в меня тапками, я не буду пересказывать сюжет, историю создания или биографии актеров. Многими авторами «Кин-Дза-Дза» и так неоднократно описан вдоль и поперек. Детально разобраны фабула, процесс создания картины, интересные подробности со съемок и монтажа картины и т. д. Но, вот, главный смысл фильма как-то ускользнул от кинокритиков. Либо, на мой взгляд, неправильно ими истолковывается. Я же предлагаю взглянуть на произведение Г. Данелия несколько под другим углом.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Сложилось мнение, что Кин-Дза-Дза – это довольно злая сатира на советскую действительность того времени. Будто бы Данелия высмеивал недостатки позднего СССР, особенно его правящей верхушки. Однако лично я ничего антисоветского в картине не усматриваю. Особенно по прошествии нескольких десятилетий после выхода ее в прокат.

Ведь что показано зрителю? Два советских человека, русский прораб «дядя Вова» и грузинский студент «Скрипач» (он же Гедеван Александрович), при попытке оказать помощь не совсем адекватному гражданину на улице перемещаются на другую планету с разумным населением. Что же они там видят? Деградировавший мир с жесточайшей расовой дискриминацией и диктатурой.

Два советских человека оказываются на планете с деградировавшим населением. (Кадр из фильма).
Два советских человека оказываются на планете с деградировавшим населением. (Кадр из фильма).

Эдакий «олигархат инопланетного розлива». Власть принадлежит управляющему – господину ПЖ (именно управляющему, ведь «Правительство на другой планете живет, родной!»). Представители правоохранительных органов повально коррумпированы, заняты только защитой режима и грабежом беззащитных слоев - бедноты (у кого нет желтых штанов).

Собственно сами «желтоштанники» страшно далеки от простого народа и развлекаются тем, что тешат свое эго: заводят личных пацаков (рабов), купаются в бассейнах (когда вода на вес золота), заставляют пацаков носить колокольчики и приседать (признак унтерменша). Да и все население поражено одним общим недугом – непомерной алчностью. Все стараются раздобыть как можно больше чатлов, а еще лучше обзавестись парой КЦ – особо ценных артефактов. Ничего данный строй не напоминает в сегодняшних реалиях?

Желтые штаны - объект страстных желаний любого плюканина. (Кадр из фильма).
Желтые штаны - объект страстных желаний любого плюканина. (Кадр из фильма).

Все это усугубляется тем, что аборигены поголовно владеют телепатией и способны читать мысли друг друга. Поэтому на планете царит еще и абсолютное лицемерие.

"Вот потому, что вы говорите то, что не думаете, и думаете то, что не думаете, вот в клетках и сидите. И вообще, весь этот горький катаклизм, который я тут наблюдаю… и Владимир Николаевич тоже…"

Другими словами это капитализм. Жестокий, циничный. Кто-то может возразить: при капитализме средства производства (фабрики, заводы) принадлежат капиталисту, а в «Кин-дза-дзе» этого нет. Значит, нет и капиталистов! Так? Нет, не так.

В фильме вообще нет фабрик и заводов. Полнейшая разруха, наступившая как раз после мирового торжества капитализма. Видно, что в прошлом Плюк поразил какой-то катаклизм. Скорее всего, была планетарная война, приведшая к полному краху цивилизации (некогда высокоразвитой) и скатыванию ее чуть ли не к каменному веку.

На планете остались только следы от некогда развитой цивилизации. (Кадр из фильма).
На планете остались только следы от некогда развитой цивилизации. (Кадр из фильма).

В результате были полностью разрушены все производства и истощены все ресурсы. Даже воды практически не осталось.

Немного размышлений

Можно предположить, что в далеком прошлом на планете было построено высокоиндустриальное общество (они создавали космические корабли на гравитационных двигателях, могли перемещаться в любую точку Вселенной). Но однажды на Плюке восторжествовал капитализм. Не в отдельном государстве, а на всей планете.

Высокотехнологичное общество превратилось в общество потребителей. Капитализм достиг своего пика, при котором и капитал более не смог воспроизводить сам себя(вспомним теорию К. Маркса).

В результате чего ресурсы Плюка были истощены, это привело к внутренним конфликтам в обществе и, наконец, к глобальной войне, истреблению и упадку. На выжженной планете сохранилась жалкая кучка населения, которая, несмотря ни на что, сохранила основные «капиталистические» навыки: эксплуатацию собратьев, классовое разделение, подавление несогласных.

Представители власти на Плюке поголовно коррумпированы. (Кадр из фильма).
Представители власти на Плюке поголовно коррумпированы. (Кадр из фильма).

Даже после войны у плюкан осталось рабское сознание. И пусть это происходит на фоне пустыни, но при капитализме и в таких условиях кто-то (меньшинство) занимает лучшие позиции, а кто-то (большинство) пребывает в ничтожестве. И, самое страшное то, что сами аборигены считают это не просто нормальным, а единственно правильным положением вещей.

«Меня — на планету, где не знают, кто перед кем должен приседать? Чушь!»
«Нет, генацвале! Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели! А когда нет цели…»

Заключение

Так что на Плюке капитализм, друзья. Вернее сказать, его новая форма – капитализм-фашизм, к которой в теории идет и наша планета. И у обычных советский людей – дяди Вовы и Гедевана – увиденное вызывает шок и отвращение. Они категорически отказываются принимать существующие правила игры и, как могут, сопротивляются им. А все силы прикладывают к тому, чтобы вернуться домой – в родной СССР.

Дядя Вова и Гедеван Александрович мечтают только об одном: вернуться на Землю в родной СССР. (Кадр из фильма).
Дядя Вова и Гедеван Александрович мечтают только об одном: вернуться на Землю в родной СССР. (Кадр из фильма).

Вот почему, если «Кин-дза-дзу» и можно назвать сатирой, то сатирой на капиталистический строй. Ну и, конечно, в фильме высмеиваются людские пороки: жадность, глупость, раболепие перед начальником, эгоизм, лицемерие… Все это в той или иной степени присутствует в любом обществе, независимо от его политической формации. Гениальный фильм на все времена… Ку, друзья!

Советская экранизация одного из лучших романов Джека Лондона

Пронзительный фильм Николая Губенко о послевоенном детстве

Преступление и наказание. Экранизация 1969 года.