В Москве официально рассекречено более трех десятков подземных спецобъектов: от командных пунктов до ведомственных убежищ. Но только в два сооружения сегодня можно попасть совершенно легально и цивилизованно. Это бывший второй защищенный узел Министерства связи на Таганке (ЧЗ-293, он же ГО-42) и хранилище особо важных документов Министерства иностранных дел (ЧЗ-703) близ станции метро Павелецкая.
Правда, есть еще и фейковый «бункер Сталина» под стадионом в Измайлово, где доверчивым туристам рассказывают сказки о танковом тоннеле до Кремля. Но об этой чудесной мистификации как-нибудь поведаю отдельно.
Кстати, понятие бункер специалисты не жалуют. Мол, правильнее так называть емкости для сыпучих грузов. А секретные подземелья по науке – это специальные фортификационные сооружения (СФС). Но поскольку жаргонизм прочно укоренился в обиходе, от использования «народной» терминологии нам никуда не деться.
Даже нынешние хранители подземного спецархива МИДа, авторитетные в исторических кругах эксперты, назвали свой проект «Бункер 703» – так понятнее. И всем, кто интересуется тематикой изнанки Москвы, рекомендую в первую очередь идти сюда, поскольку ЧЗ-703 сохранился почти в оригинальном состоянии. Пусть «бункер на Таганке» крупнее, однако такой аутентичной атмосферы там уже нет.
Вообще, если просто прогуливаться по тихим переулкам Замоскворечья, не зная точного адреса, то найти вход в спецобъект весьма затруднительно. Приютилась во дворах вот такая серая двухэтажная постройка – совершенно невзрачная, взгляд не цепляется. Даже местные бабушки-старожилы признались исследователям, что не догадывались о расположенном здесь бункере. А между тем, хранилище работало по прямому назначению с 1961 по 2005 годы. И потом еще 13 лет оставалось засекреченным.
Обратите внимание – колючую проволоку по периметру массивного забора видно только во дворе, со стороны проходной. И то лишь над воротами.
Мрачноватый особняк – не что иное, как маскировочное сооружение. Нежилая пустышка.
Вот такая у здания начинка: грузовой лифт на 1000 кг, технические помещения, вентиляционные выходы. Наверху, куда ведет лестница, был крохотный кабинет руководителя спецобъекта. Сейчас там организовали туалет для посетителей.
Но нам вниз – в подземелье. Оттуда уже тянет сыростью, характерным диггерским ароматом – предвестником приключений и новых открытий.
Через несколько пролетов спуск внезапно обрывается. Как – и все?! Но это только промежуточная остановка на глубине 11 метров. Дальше идет горизонтальный 30-метровый верхний ходок – скрытый проход к основной шахте бункера.
В конце коридора – важнейший защитный рубеж объекта. 10-тонная сдвижная дверь, оберегающая сооружение от проникновения внутрь разрушительной ударной волны ядерного взрыва. Обратите внимание на толщину изделия – это обшитый стальными листами бетон.
Любопытно, что тяжеленную противоударную дверь поначалу открывали и закрывали вручную. Электромеханический привод приладили позже.
Следующая дверь выглядит не столь могучей («всего» 1,5 тонны), однако и роль у нее не силовая. По сути, это гермозатвор, который не пропускает внутрь радиоактивную пыль и боевые отравляющие вещества. Для этого по периметру проложен уплотнитель, а замки при запирании притягивают полотно к проему.
И вот – мы в основной шахте объекта ЧЗ-703. Здесь тоже есть лифт грузоподъемностью в тонну. А еще – пульт управления коммуникациями. В случае угрозы бункер полностью изолируется от поверхности. Задвижки с дублированным серво- и механическим приводом перекрывают канализацию, отопление, водопровод. В системе вентиляции предусмотрены механические отсекатели ударной волны, которые срабатывают автоматически. Примеры таких устройств лежат на полу.
Этажом выше можно увидеть, как все эти приспособления интегрированы в толстые трубопроводы, выходящие из подземелья на поверхность.
Над техническим этажом расположен машинный зал лифта. Ребята уверяют, древний транспортер полностью работоспособен, но для его использования по назначению надо получать особое разрешение у властей. Над головой – толстенный бетонный потолок. Это так называемый защитный тюфяк, которым по завершении стройки прикрыли шахту от прямого попадания боеприпасов. Снаружи он не виден, поскольку вдобавок присыпан слоем грунта и замаскирован газоном… действующего детского садика «В гостях у сказки».
Пора топать вниз, в сердце бункера. На глубину 43 метра. Справа за сеткой – шахта лифта. Слева – трубы вентиляции, канализации, водопровода. Стены облицованы чугунными тюбингами, как в метро, отчего вид кажется нереальным – вроде привычный по будничным поездкам тоннель, но почему-то вертикальный.
Чтобы по пути на дно посетители не заскучали, на стенах разместили таблички с занимательными фактами. Вот осталась над головой река Москва…
Миновали станцию «Театральная».
И так шаг за шагом по узкой лестнице.
Добрались до нижнего уровня.
От взгляда наверх дух захватывает.
Справа видна уже привычная нам гермодверь, за которой расположен короткий наклонный ходок. Это эвакуационный выход. Если наверху все плохо, основной тоннель завалило – вам сюда.
Дальше нельзя – за дверью начинается метро. Любопытно, что бункер имеет с той стороны свою грузовую платформу.
Возвращаемся назад к шахте, где находится еще одна унифицированная гермодверь (обшивка снята для демонстрации механизмов).
Стены местами отшлифованы влагой. Протечки на такой глубине – обычное дело, вода собирается в дренажные коллекторы под полом и откачивается на поверхность. Но всему есть предел. Именно из-за чрезмерного поступления жидкости в 2005 году из хранилища пришлось вывезти секретные документы в некое другое место. Началась масштабная реконструкция объекта, на которую у МИДа в кризисные годы, похоже, не хватило средств. И бункер пришлось окончательно снять с дежурства.
Контроль герметичности защитных дверей хранилища обеспечивают концевые выключатели.
Если люки задраены, оператор увидит зеленые огни на сигнальном пульте. Кстати, в ЧЗ-703 под землей постоянно трудились всего пять-шесть человек. И это был технический персонал, доступа к секретным документам МИДа эти сотрудники не имели.
Мы в основном коридоре бункера. Это своего рода артерия, из которой можно попасть в любое помещение объекта на нижнем уровне. При закрытой входной гермодвери здесь поддерживается слегка избыточное давление – еще одно препятствие на пути отравляющих веществ и радиоактивной пыли.
На стене – любопытный античный прибор контроля изменения давления. Находится в полном здравии, работает четко.
Здесь же рядом вход в кислородную комнату, где хранились баллоны с воздухом на случай автономной работы объекта (максимум нескольких суток). Под потолком – запас воды в баках.
Напротив – небольшая двухуровневая комната с санузлом, дренажными насосами и резервуарами для сточных вод. Когда уровень влаги достигал предельного значения, специальные ртутные реле автоматически включали откачку загрязненной жидкости в городскую канализацию. А в экстренных случаях – прямо в метро.
Дальше по коридору «перекресток» с винтажными цифровыми часами.
Налево – хранилище №1. Здесь на стеллажах и в сейфах держали важные международные документы СССР. При реконструкции внутреннюю отделку помещения удалили, зато теперь можно в деталях рассмотреть конструкцию сводов. Сейчас этот зал используют для лекций и даже театральных постановок.
Бумажные архивы очень требовательны к температуре и влажности воздуха, поэтому для поддержания оптимальных условий хранения документов бункер снабдили климатической установкой. На нижнем уровне соответствующего помещения располагались холодильные компрессорные машины (сейчас, увы, не действуют), насосы, регулирующий резервуар.
А практически весь верхний уровень занял многосекционный кондиционер. Да-да, вот эта массивная серая коробка и есть охладитель и осушитель воздуха советского образца. Как говорится, почувствуйте разницу с современными квартирными сплит-системами.
Автоматизация минимальная. Процесс необходимо было контролировать посредством специального стенда со множеством индикаторов и переключателей.
Так мог выглядеть аскетичный пост дежурного в переплетении труб и коробов.
В непосредственной близости – ручная аварийная система очистки воздуха. Хочешь дышать – крути ручку!
Сам кондиционер, увы, не работоспособен, однако вентиляторы с жутким грохотом до сих пор протягивают через короба воздух, подается и вода для терморегуляции. Если открыть крышку одной из секций, вот так это выглядит.
В дальнюю стену помещения климатической установки врезана неприметная дверь с грозными табличками. Посторонних туда не пускают, поскольку дальше находится высоковольтная трансформаторная подстанция. Бункер запитан от энергосистемы метрополитена кабелями под напряжением 10 тысяч вольт. Есть и небольшая аккумуляторная комната для непродолжительной автономной работы объекта. А еще – это второй аварийный выход в подземку.
Возвращаемся в главный коридор и поворачиваем направо – в темную и сырую зону, где вода буквально струится по стенам пульсирующими ручейками.
В тупике расположено хранилище №3, полностью аналогичное первому по размерам и конструкции. Здесь, правда, нет пола, зато организована небольшая музейная экспозиция.
Ровно между хранилищами №1 и №3 есть еще одно особое помещение – относительно компактная смотровая комната. Здесь люди с допуском в спецархив работали за столами с секретными документами. Ну а теперь можно изучить артефакты, связанные со средствами защиты от оружия массового поражения и специальными фортификационными сооружениями Москвы.
Смастерили даже наглядный макет подземного убежища.
На этом экспресс-осмотр объекта ЧЗ-703 заканчиваем. Казалось бы, всего 600 квадратных метров, но в бункере столько интересных закоулков, хитроумных приспособлений и любопытных инженерных решений, что даже двух часов под землей мало для детального изучения всех систем. Значит, есть смысл вернуться сюда снова, уже за новыми впечатлениями.
P.S. Видеобонус: работа спецдверей бункера ЧЗ-703