Найти тему
АПЯТЬ

Как менялся RUST.

Оглавление

Несколько лет назад в числе главных трендов независимой разработки были «выживалки» с открытым миром, «крафтом» предметов и строительством убежищ. В декабре 2013 года в раннем доступе Steam объявилась Rust. На первых порах геймеры и пресса уличали Rust в заимствованиях у более знаменитого на тот момент оппонента (DayZ). Но британская команда Facepunch Studios (Garry’s Mod) проделала огромную работу, чтобы свести очевидные сходства на нет. В феврале 2018-го Rust наконец оставила за плечами программу Steam Early Access. Читайте в нашем материале, как трансформировалась популярная игра за минувшие четыре года.

-2

Первые этапы.

На запуске Rust не предлагала чего-то оригинального – вы голышом попадали на постапокалиптический остров, принимались искать припасы и выбивать булыжником ресурсы, плюс сталкивались с зомби и диким зверьем. Соорудив лук и каменный топор, можно было отправиться на охоту за оленем или свиньей. Ну и, конечно, следовало позаботиться о собственной хижине с прочной дверью (желательно – металлической) и спальном мешке для «респауна». Все-таки Rust – многопользовательский survival-экшен, глушь здесь заселена и другими игроками, которые волком смотрят на новичков. Так что продолжительность выживания определялась тем, на дружелюбный или агрессивный сервер вы попали, приняли вас в общину или нет.

Немного окрепнув, игрок мог прогуляться в зараженную радиацией зону и под монотонный треск счетчика Гейгера изучить окрестности. Из-за подобных вылазок и ночных посиделок у костра проект в прессе в шутку сравнивали со S.T.A.L.K.E.R. Разумеется, гораздо больше в нем было от Minecraft и DayZ

-3

В первые месяцы пребывания в Early Access игра производила двоякое впечатление. С одной стороны, разработчикам действительно удалось «погрузить» пользователей в Rust – вы тихонько сидели в лачуге, вслушиваясь в шаги за стеной, никогда не отправлялись за ресурсами при полном параде, то есть со всей амуницией, и не доверяли незнакомцам. Стрелять первым и не проявлять милосердие быстро входило в привычку. С другой стороны, анимация во время охоты удручала, полезное оружие соседствовало с откровенным мусором (пистолет с фонариком-насадкой и однозарядная самопальная винтовка), «ходячим» ощутимо не хватало мозгов, медведи не реагировали на оленей, зомби и волки преследовали жертву до последнего… Поклонники мирились с перечисленным, однако было очевидно, что Rust нужна масштабная хирургическая операция.

-4

Минус зомби

Перемены не заставили себя ждать. В феврале 2014-го Facepunch предложила игрокам сражаться с мутировавшими медведями и злющими волками вместо зомби. Причина очевидна – дабы народ наконец прекратил сталкивать лбами Rust и DayZ. ИИ Facepunch тоже уделила кое-какое внимание – упомянутые олени принялись шарахаться хищников. Преследование перестало быть бесконечным – если игрок взбирался на скалы или крышу дома, зверюшки теряли интерес и убирались прочь.

Гарри Ньюман, основатель Facepunch, позднее назвал версию Rust в раннем доступе этакой «дельтой», очень сырым прототипом, который можно легко перекраивать на новый лад. Ньюман и его подопечные продолжили с чувством экспериментировать в дальнейшем, выпуская патчи еженедельно

-5

Несколько крупных изменений пришлись на первый-третий кварталы 2015 года:

  • острова на разных серверах стали выглядеть иначе – в процесс вмешалась процедурная генерация. Роднила их только похожая разбивка на климатические зоны;
  • строительство упростилось за счет того, что отпала необходимость ждать, пока деревяшка или кусок металла «скрафтятся» в инвентаре. Теперь возведение зданий в Rust – забава как в Fortnite: при достаточном количестве ресурсов размечаешь, где появятся стены, двери, окна и так далее;
  • изменилась система «опыта» – его начали выдавать за любые действия, а не только за опасные миссии в радиационном аду. Хардкорность в погоне за чертежами для «крафтинга» улетучилась – чертежами стали одаривать автоматически;
  • животные обратились в натуральных спринтеров – поди управься с такими без дальнобойного оружия;
  • появились женские модели. Пол, однако, Facepunch не позволила выбирать самостоятельно (как и цвет кожи ранее).
-6

Успех и проблемы

В декабре 2015 года Facepunch рапортовала о 3 млн реализованных копий Rust. Почти 50% пользователей провели в «выживалке» свыше 20 часов – она затягивала, несмотря на посредственную графику и иные недоработки. По числу покупателей Россия вошла в топ-10 стран.

Что интересно, Гарри Ньюман никогда не старался плестись на поводу у геймеров и сознательно им потворствовать. В конце 2016 года он честно признался, мол, из-за неадекватной реакции аудитории студия попала в заколдованный круг. По его мнению, пользователи оценивали не нововведения, а «свежесть» очередной версии. Поначалу все довольны, потом предсказуемо становится скучнее – как итог, летят жалобы из разряда «Rust уже не та». Следующий патч – повторение эмоций по новой.

Справедливости ради, общественность имела право обижаться на Facepunch. Ведь параллельно студия занималась еще несколькими проектами – «песочницей» Chunks, ролевкой Before, аркадным шутером Riftlight и другими. Команда явно не торопилась выводить Rust из Early Access.

В июне 2017 года Ньюман озвучил любопытную статистику. Возврат средств за Rust попросили почти 330 тыс. пользователей, из-за чего разработчики потеряли порядка $4,4 млн. Главными причинами пользователи Steam называли плохую производительность и «бесцельный» геймплей.

-7

Rust сейчас

8 февраля Rust наконец попрощалась с Early Access. Важное уточнение: перед вами не финальная версия. Ньюман вообще назвал ее «альфой»! Дескать, впереди у экшена куча обновлений – только не точечных (еженедельных), а крупных (раз в месяц). Впрочем, те, кто не против мириться с багами, волен играть на «тестовых» серверах с большей частотой выхода патчей.

Индустрия здорово изменилась за то время, пока Rust плескалась в раннем доступе. «Выживалок» по-прежнему много (Raft, Subnautica, The Long Dark, The Forest, Don’t Starve – перечислять можно долго), но ажиотаж вокруг них, понятное дело, поугас. Теперь выгоднее инвестировать в экшены жанра королевской битвы вроде Fortnite и PUBG. Вон, даже Клифф Блежински устал поддерживать мертворожденную LawBreakers и выпустил в Steam Radical Heights.

-8

Стоимость Rust в РФ подпрыгнула с 419 до 619 руб., а тем, кто опробовал игру в Early Access, достались лягушачьи ботинки. Для Facepunch ранний доступ оказался полезен благодаря собранной базе пользователей и возможности экспериментировать на всю катушку.

Что же вы обнаружите в Rust, если решите приобщиться к экшену-ветерану сейчас? Вы увидите громадные крепости, созданные старожилами, окруженные турелями и ловушками, прямо как в Fortnite. Одиночные приключения уступили место схваткам банд и массовым атакам на чужие владения. Многие игроки в шутку затевают тематические культы – например, культ каннибалов, похищающий новичков и принуждающий их питаться человечиной. Впрочем, Rust – это не только «игра в архитектора» и массовые рейды. Здесь есть, скажем, карикатурные «боссы» типа вертолёта.

-9

Вы сильно удивитесь, как заметно похорошел проект по сравнению с версией четырехлетней давности, собранной из стандартных текстур и моделей на Unity. Специально к выходу из раннего доступа Facepunch добавила дополнительные виды деревьев, текстуры окружения и улучшила освещение. Ах да, еще прицел больше не дрожит во время наведения, позволяя спокойно выцеливать жертву несколько секунд.

-10