В великой книге Чуковского «Живой как жизнь» есть такое место: «Недопустимо, чтобы в повести, относящейся, скажем, к тридцатым годам прошлого века [1830-е], встречались такие типичные слова декадентских девяностых годов, как настроения, переживания, искания, сверхчеловек».
Корней Иванович, конечно, сам жил в то время и ему виднее, но у нас теперь есть «корпус русского языка», а, значит, мы можем не просто поверить, но и проверить.
1. Настроения
Корпус показывает вал упоминаний, прежде всего, публицистических, с конца XIX века (79% после 1880), но нельзя сказать, что это слово было неорганичным и для дореформенной России.
Несколько примеров:
- «ты в меланхолическом настроении сегодня» (Тургенев);
- «под влиянием различных настроений мысли» (Чернышевский);
- «оттенок своего времени и разных настроений» (Герцен);
- «спасало религиозное настроение» (Гоголь).
А вот в поэзию оно пришло довольно поздно. Впервые — у Некрасова в 1876.
Вывод: Теоретически в повести уже про 1840-е «настроения» смотрелись бы органично, но в плане поэзии и публицистики Чуковский скорее прав.
2. Переживания
Впервые «переживание» в русском языке фиксируется в письме декабриста Корниловича от 1832: «Живем без особенных переживаний». Интересно, что второй раз оно встречается в 1862 снова в письме и снова декабриста — Горбачевского.
В печати это слово появилось впервые в 1873 у Е.Ахматовой в переводе с английского: «Любовь, должно быть, очень беспокойное, мучительное переживание».
Затем несколько десятилетий «переживание» использовали в научной литературе в значении «выживание». Например, у Мечникова: «… к учению об естественном подборе или переживании наиболее приспособленными». В «Русской мысли» от 1882 «переживание» даже сопровождается английским survival в скобках. В этом же значении встречаем слово у Толстого в «Религии и нравственности».
Но тогда же начинает возвращаться и изначальное, «декабристское», чувственное значение. Например, у Софьи Ковалевской в 1890: «…в самом разгаре приятных грез и переживаний».
И дальше уже, как писал Чуковский:
- мы, декаденты, уверены, что являемся конечным звеном непрерывного ряда переживаний (Андрей Белый);
- стихийное пробуждение диких переживаний (Короленко);
- романтизм был поэтическим переживанием исторического опыта средних веков (Троцкий);
- скучные переживания серенькой обычности (Сологуб).
Вывод: в целом Чуковский прав, но слово «переживания» отлично бы подошло и повести про декабристов, и повести про русских дарвинистов 1870-х.
3. Искания
Действительно, очень много «искания» и «исканий» в поэзии Серебряного века:
- я хотел отдохнуть … от бесплодных и долгих исканий (Надсон);
- жизнь не в счастьи, жизнь в искании (Брюсов);
- конец исканиям мятежным (Сологуб);
- я в тюрьме своих исканий (Ходасевич);
- вдохновитель моих исканий — говор хат (Северянин).
Но нельзя сказать, что этих слов не было прежде. Их можно найти в буквальном значении поисков еще у Татищева, Ломоносова, Тредиаковского, а также в «Истории» Карамзина («целию его исканий был Нижний Новгород»). В переносном значении — уже в «Горе от ума» Грибоедова («из молодых людей найдется — враг исканий»), а также у Гоголя и молодого Достоевского.
Вывод: Чуковский не прав, в повести про 1830-е все же может быть слово «искания», впрочем, в повести про декадентов оно, конечно, быть обязано.
4. Сверхчеловек
Первое упоминание в публицистике в 1895. В поэзии — с 1897: у Бальмонта («намеки на сверхчеловека»), Брюсова («люби в себе сверхчеловека»), Пастернака («готов к пришествию сверхчеловека»), Сельвинского («я не сверхчеловек, не уникум, не крыжовник величиной в арбуз»). Также в «Яме» Куприна: «Он притворялся сверхчеловеком, которому все позволено (о ты, Ницше, так давно и так позорно перетолканный для гимназистов!)».
Вывод: тут Чуковский абсолютно прав.
В своем блоге я пишу об интересных литературных веяниях и даю книжные рекомендации. Подписывайтесь, если Вам было интересно, чтобы не пропустить новые статьи.