Как стать супер профи, который зарабатывает 300 000 рублей в день, в чем нюансы и перспективы профессии, рассказывает Дмитрий Синицын — практик-преподаватель операторского мастерства Факультета театра, кино и телевидения университета «Синергия».
Автор: Сергей АРЧАКОВ.
Мастер впервые попробовал себя в роли наставника 7 лет назад. Однажды начал преподавать, да так вошел в роль, что остался в педагогике, с тех пор совмещая её с работой кинооператора на крупных проектах. За плечами у него уже множество кино- и телепроектов.
Практический подход
«Волей случая, несколько лет назад на просторах интернета мы познакомились с Евгением Васильевичем (директором Факультета театра, кино и телевидения университета „Синергия“ Е.В.Цвимадзе. — Прим. авт.), — рассказал мне Дмитрий Синицын о том, как он пришел в педагогику. — У нас тогда сразу завязался диалог на тему современной кино- и телеиндустрии, перспектив и в том числе проблем подготовки профессиональных операторов и мастеров по свету. Затем мы встретились вживую, обсудили моё участие, и мне все понравилось».
— У меня подход к обучению студентов простой, хотя и мало распространенный в нашей кинематографической среде, — поясняет Дмитрий. — Я в киноиндустрии уже 22 года, и продолжаю работать на различных проектах кинооператором и (говоря старым, но понятным термином) мастером по свету — сейчас эта профессия называется «Гаффер». Так вот, огромное количество кино-телеоператоров, преподающих в различных вузах России, — это люди уже в солидном возрасте. У них за плечами большой опыт — как правило, еще советской и российской (периода 1990-х) школы. И я отчётливо вижу, особенно встречаясь на съемочных площадках со студентами из кино- и телевизионных учебных заведений или с начинающими работать в индустрии молодыми людьми, насколько у них мало современных умений в профессии.
— Вы имеете ввиду, что студентам давали много теории и очень мало навыков?
— Да, навыков работы с новым осветительным оборудованием, с новыми камерами, вообще с кино-технологиями, которые применяются сегодня. Не теми, что «были вчера», а используемыми именно «сейчас». «Классицизм» в образовании, теория — это нужная база. Но именно что «база». Операторское мастерство включает в себя очень большую палитру знаний и навыков: теоретический, художественный и культурный багаж — это основа, которая должна быть дополнена уверенным владением современной техникой. Технологии развиваются семимильными шагами — за год может поменяться многое! И все эти новые технологии и технику преподаватель обязан знать и использовать на практике, показывать и объяснять нюансы применения. То есть вуз либо предлагает своим ученикам самую актуальную информационную и практическую базу, готовя квалифицированных кинооператоров, либо пичкает студентов часами теории. Но ведь ЗНАТЬ - не значит УМЕТЬ профессионально использовать.
— Это как в карате. Мастерство (индивидуальный Путь) начинается только после получения учеником черного пояса. То есть выпускник вуза должен быть «уверенным черным поясом», а не начитавшимся книг по карате любителем… Дмитрий, как вы видите: российские кинематографисты технологически, по стилю кино- и телесъемок, по-прежнему стремятся «догонять Америку» или у нас есть свой сложившийся путь, ориентированный на российского зрителя?
— Технологии никогда не стоят на месте. А у кого лучшие технологии, тот и лидирует. Кто это понял, тот будет учиться новому все время.
Поэтому, с одной стороны, мы пытаемся нагнать некоторые технологии, беря от Голливуда лучшее и ориентируясь на лидеров индустрии. С другой стороны, воспитывая своих мастеров профессии, мы пытаемся обогнать.
Однако у нас (в отличие от той же Америки) существует огромная нехватка кинооператоров мирового уровня. Таких Мастеров по пальцам пересчитать. И еще — скажем так, не все из этих мастеров находятся в состоянии технологической актуальности. Не говоря уже о том, что в целом Школа кинематографии в России — во многом заложник стереотипов, а иногда даже и шаблонов. Хотя должно быть иначе.
Сделать зрителю эмоциональный подарок
— Лидеры профессии обязаны развивать свое мастерство постоянно, тем самым создавая обратную тенденцию. А именно — культивировать принцип: не мыслить стереотипами! Операторы — это люди с очень пластичным умом, с неожиданным взглядом на мир, импровизирующие камерой, экспериментаторы, испытывающие все время новый подход к технике, к передаче эмоций в кадре.
«На первых занятиях я всегда говорю первокурсникам: кинооператор — это одна из самых интересных сфер деятельности на планете. Потому что оператор — самый художественный технолог и самый технологический художник»
И все оттого, что «кисти», инструментарий оператора — это палитра невероятного размера: от обычного гвоздя до высокоточной роботизированной техники. У нас же тут хайтек на хайтеке! При том что в конечном счете все сводится к простой сути: «надо красиво, элегантно и эстетично донести до зрителя идею и эмоцию, которую придумал режиссер и воплотил актер, и вообще сделать зрителю эмоциональный подарок». Но эта «красивость и элегантность» в кино- и телеиндустрии из года в год задает все более и более высокие стандарты.
Правда такова: повышая свое мастерство постоянно, ты, скорее всего, снимешь хороший видеоконтент; а не повышая — сварганишь тяп-ляп.
Как сказал во время одной из наших дискуссий на тему «российской и западной школы» Евгений Васильевич, «это не вопрос разницы школ». Классика в обучении, база — она везде одинаковая. В Америке, Европе, России классическая база образования основана на истории кинематографа, на том, как снимали мэтры, которых уже с нами либо нет, либо которые уже совсем старички (дай Бог им здоровья). Современность же заключается именно в обучении новым современным техникам съемок, использовании последних технологий, и прочим актуальным возможностям.
Мой самый главный принцип (с которым, конечно же, многие коллеги по цеху, будут спорить) — не довлеть над студентами. У меня в педагогическом лексиконе слова «Мастер» нет вообще. Стараюсь, чтобы каждый студент увидел самого себя, и сам себя открыл. С первого курса я никого из студентов «не трогаю», не сужу их творчество, потому что навязывать свое видение и давать оценку в творчестве — это просто неправильно. Ведь в нашей профессии все субъективно, от и до.
СПРАВКА
«Кинооператорство» Факультета театра, кино и телевидения университета «Синергия» готовит операторов для работы в кино и на телевидении. Форма обучения - очная (бакалавриат, магистратура). Наставники курсов — профессиональные кинооператоры и режиссеры. Преподаватели-практики высочайшего уровня. Подробности здесь
— Сейчас бум на всевозможные мастер-классы и развивающие курсы, в том числе в сфере творчества (как написать книгу-бестселлер, снять фильм, нарисовать картину). Всё, чтобы самореализоваться и быстро стать сверхуспешным и богатым. Что скажете, понятие «лидерство» может быть применимо к творческим индустриям, к кинооператорству? И если «да», то оно как-нибудь измеряется?
— Вся история кинематографа и телевидения демонстрирует, что операторское искусство — это много практики и много знаний, очень много знаний. Мы знаем, что великие операторы постоянно занимались повышением своего мастерства и самообразованием. Принцип «Саморазвитие длиною в жизнь» особенно присущ специалистам западного кинематографа. У нас в России этот принцип еще находится в стадии формирования, но развитие в профессии - очень стремительное.
Как бы это ни прозвучало, но, знаете, часто люди на киноплощадках всего мира, замечают, что оператор чуть ли не самый эрудированный человек.
— «Самый эрудированный» в каких сферах?
— Практически во всех. От живописи и экологии до ядерной физики и компьютерной грамотности. Все знания, так или иначе когда-нибудь пригождаются оператору в его работе. Понимание широкого спектра вопросов, пусть даже поверхностное, помогает в передаче адекватного для зрителей изображения.
Профессионалу важно разбираться в огромном количестве тем. Особенно в художественном кино — нужно быть эстетом, психологом (знать, как лучше общаться с актерами, как красиво передать психологию эпизода), технологом (знать, какая камера, какая оптика подойдет), видеть картинку объективно и целиком (в чем «физика» передаваемого оператором процесса). А в документалистике (при съемке научно-популярного фильма, например) необходимо знать принципы тех или иных физических феноменов, элементарную, а то и квантовую физику.
Только ясно понимая, ЧТО снимает, оператор сделает по-настоящему эстетический, культурный продукт. Поэтому мы преподаем студентам, например, такую дисциплину как «Геометрическая оптика», в которой есть формулы, цифры, чертежи и еще такие «вещи», которые потрогать невозможно. Их можно только прочувствовать эмоционально и осознать.
Видеоклипы и кино снимают по-разному
— На факультетах "Синергии" акцент сделан на практичности образования. У вас студенты сразу с первого курса начинают снимать?
— У меня лично — да. Первокурсников после некоторого количества теоретических лекций я погружаю в практику, каждый создает этюды. Этюды могут быть заимствованы из каких-то фильмов, могут быть придуманы самими студентами. Быстрый переход к практике, на мой взгляд, ведет к правильному поиску себя, своего стиля, формированию личного взгляда на вещи. У всех он разный.
Не каждый студент, который учится на оператора, станет оператором-постановщиком. Одни пойдут на телевидение, другие — в документальное кино, третьи останутся в художественном кино, четвертые займутся рекламой и музыкальными клипами, видеоблогингом. Все эти направления — грани одной профессии. Но по сути каждая из этих граней операторского мастерства — отдельная специальность, в каждой есть свои нюансы и «законы». Есть ли операторы, которые способны снимать абсолютно все?! Да, но это редкое дарование, умноженное на обширную практику.
Сколько зарабатывает оператор
— Дмитрий, а что у вас в профессии с доходами? Очевидно, что есть базовый уровень, а есть мастерский. И еще, насколько я знаю, иногда даже профи участвуют в киносъемках бесплатно. Ну, а почему бы не поучаствовать, если проект интересный, яркий, но некоммерческий? Какие потолки в доходе?
— Потолка нет. Доход может быть почти «до бесконечности». Есть случаи, когда оператор за проект зарабатывал более десятка миллионов рублей.
— Ух-ты. Это проекты какого рода могут быть — например, оператор приглашен к Никите Михалкову и снимает с ним 20-серийный фильм по заказу Netflix?
— У Никиты Сергеевича Михалкова, насколько я знаю, оператор столько не зарабатывает. Но на одном из недавних знаменитых российских полных метров (в итоге оказавшемся не очень коммерчески успешным, но это отдельный разговор) оператор-постановщик заработал очень-очень-очень много, счет идет на миллионы.
— Если без крайностей, сколько профессиональный оператор зарабатывает на российском рынке?
— В кинематографе и в видеопроизводстве рабочий день считается в сменах. Одна смена стоит определенную сумму, у каждого профессионала свои расценки. Или бывает, оператору предлагают сумму «за проект», съемки которого могут длится, скажем, месяц. За проект оператор может «спокойно» заработать до миллиона рублей.
— А за смену (с момента начала съемок утром в 08.00 и до завершения в 22.00, скажем)? Я слышал, что есть операторы, которые получают 300 тысяч за одну смену. Это правдиво?
— Да, есть такие операторы. Средняя же статистика такова. Например, за мини-проекты (скажем, для youtube-канала) хороший оператор-постановщик зарабатывает 50 — 100 тысяч за смену (речь идет о серьезных профессионалах, которые уже успели хорошо зарекомендовать себя и знают себе цену). Если же мы говорим о студентах или о начинающих видеографах, ставки в начале могут быть маленькие. У всех всегда все зависит от знаний, опыта, умений, и порой даже не от профессионализма, а от востребованности. Если ты хорош, задействован в ярких проектах, то востребованность рано или поздно приходит. Но — просто закончить курсы, прийти на площадку и сразу начать получать миллион, так это не работает. Нужно наполнить себя знаниями, умениями, стилем.
Люди и проекты, которые вдохновляют
— Какие из недавних, современных проектов в кино вас удивили, вдохновили?
— Я так много фильмов смотрю, что сразу всё и не вспомнишь. Тем не менее…
Из зарубежного я отмечу проект Аpple TV из серии альтернативной истории о космической гонке между Советским Союзом и США. Проект называется «Ради всего человечества». Очень интересный телевизионный сериал. Ярко снят, плюс у него впечатляющий сценарий с такими деталями, которые особенно понравятся любителям космической тематики.
Второй зарубежный проект, который отмечу, — «1917». Это работа одного из величайших операторов современности Роджера Дикинса в фильме режиссера Сэма Мендеса.
Теперь об отечественных проектах. Я хоть и 22 года работаю в этой индустрии, но сохранил способность смотреть фильмы глазами зрителя. И для меня как для зрителя открытием и приятным удивлением стал фильм «Спутник». Это science-fiction и немного ужасы. Дело происходит в Советском Союзе, но фильм современный. Я очень удивлен операторской работой, она очень необычная для российского кинематографа — в России так редко снимают. Даже, пожалуй, никогда так не снимают. Получилось очень красиво. И вдохновляюще. Киноволшбество случилось.