Стив Джобс, эстетика на первом и надежность на втором планах
- Что почитать по теме качества, если не учебник
- При чем тут Стив Джобс
- Нужно ли Чизбургеру быть красивым
И третья часть.
Версия сложная, безумно субъективная, основанная на ощущениях.
По мере насыщения, а часто и перенасыщения российского потребителя разнообразием продукцией и брендов, потребитель перестал отходить сразу от двух крайностей: хватать как первое попавшееся, а то и все подряд, просто потому что раньше такого разнообразия не было, так и отошел от рационального мышления – чтобы телефон только звонил, куртка только грела, машина – только возила.
Захотелось чего-то этакого, красоты. Трансформировались потребности. Под влиянием искусства, кинематографа, открытых границ и путешествий начала формироваться новая потребительская группа. Продукция для нее – не только для удовлетворения прямых потребностей. Прослеживаются нерациональные с технической точки зрения запросы. Они основаны на материальных, духовных и социальных потребностях, что произрастают из интеллектуального, культурного и физического развития человека, его семейных ценностей. Пример прост: есть Apple и Стив Джобс, а есть…была Нокиа. Первый сформировал идеи, а потом и реализовал их технологически на основе чувств, эмоций, социальности. Скандинавы же строго выполняли стандарты, лишь изредка прибегая к дизайнерским решениям, но не почувствовал новые запросы потребителей, которым постепенно перестал быть интересен телефон с полифонией. С выпуском первого iPhone – 2007 год – акции Nokia обвалились на 80 % и не восстановились. Однако есть некоторая информация о возвращении на рынок Nokia с планшетами.
Джобс почувствовал скорый тренд на «жизнь в телефоне», предложив потребителям большой сенсорный экран и интуитивно понятный дизайн. Именно дизайн отсек все лишнее: экран позволял работать без стилуса, минимум клавиш, простые формы. Так Джобс воплотил в своих смартфонах архитектуру места, где взрослел. Калифорнийский модерн с четкими линиями, огромными стеклянными панелями и общие подходы архитектора Джозефа Эйхлера был отражен не только во всех эпохе iPhone, но и, например, в дизайне iPod.
Осязаемые материальные характеристики ушли на третий, если не десятый план. «Люди охотно начали покупать странные вещи» – неслучайные слова Джеймса Дайсона. Технологичные изделия Дайсона – тот же вентилятор – имеют цену выше рынка. Ближайший конкурент – Напольный вентилятор DELTA DL-024H-RC, черный – 26200 рублей по данным яндекс.Маркета, Увлажнитель воздуха Dyson AM10 – 45990 рублей. (Цены актуальны на 28.07.2021) Компания получила премию за лучший дизайн Вентилятора Red Dot Award Best of the Best, и это напрямую влияет на высокий спрос, несмотря на стоимость изделия выше средней.
Показатели типа надежности для техники или вкус и калорийность пищевых товаров стали менее важными, чем эмоции от потребления – эстетические показатели, восторг от дизайна или узнаваемость бренда. Например, уже мало создать просто автомобиль, который ездит и надежен. Сегодня бренды работают над узнаваемость звука закрывания дверей, ароматом кожи в салоне. И отмечают это уже не маркетологи, а исследователи качества. Компания Rolls Royce выяснила, что аромат салона автомобиля напрямую связан с прибылью, часть которой они однажды потеряли. Запах пластика в салоне не соответствовал представлениям о «дорогом автомобиле», хотя пластик был тактильно приятным и по остальным показателям качественным. Однако ради аромата пришлось перестраивать технологические процессы.
Обезличенные, базовые товары, выполненные по стандартам, стало сложнее продавать, особенно в не массовых сегментах рынка. Конечно, если этот стандарт – не есть ваша узнаваемость и вы – не первый в сегменте рынка, как например Макдональдс. Многие без опаски заходят в Макдональдс по всему миру с надеждой съесть тот самый одинаковый везде чизбургер.
В итоге определение термина качества приправляется важной специей: теперь качество _ это не просто запросы и потребности потребителей, это степень соответствия желаниям потребителя, учитывая эмоциональное, культурное, социальное и психологическое влияние на эти потребности.
Это справедливо и для пищевых товаров.
Без десерта не обойтись: для сравнения лесной сказки и чизкейка. И чизкейк, и думаю, лесную сказку можно эстетичными и дизайнерскими. Например, как делает торты по уникальным эскизам Марии Бонд.
Что для кого есть качество…решает каждый сам, исходя из своих вкусов. Главное – точно знать, что есть качество для тебя и ценить его.
Читать и смотреть по теме
1. Качество и экспоненциальный век. Смогут ли компьютеры и роботы понять, что такое качество? В. Лапидус, Л. Касторская. «Стандарты и качество», № 11, 2020.
2. Куда и когда ушло качество? Блог Ольги Науг в Instagram.
3. Эстетический интеллект. Как его развивать и использовать в бизнесе и жизни. Полин Браун. Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2021.
4. Техническая эстетика. Документальный фильм об Уральской школе дизайна.
5. Дело о товарах четвертого сорта. Как в Советском Союзе наказывали за брак. Коммерсант.Деньги. Журнал "Коммерсантъ Деньги" №43 от 04.11.2013, стр. 47