Страниц: 450
Оценка: 7/10
Первое издание: 2015 г.
Первое знакомство с Кэтрин Валенте оказалось провальным: я взяла «Сказки сироты. В ночном саду» и в очередной раз убедилась, что не люблю ни фэнтези, ни сказки. Через пару лет мне попался роман «Сияние», в описании которого не было ни слова о сказках. Я решила дать писательнице второй шанс, тем более что обложка очень уж манила.
Это альтернативная история, где уже в начале двадцатого века люди вовсю колонизировали планеты Солнечной системы и живут теперь, наслаждаясь красотами разных миров. Ретрофутуризм с налётом эстетики девятнадцатого века.
Я бы вынесла в название публикации «Кто убил Северин Анк?», если бы любила названия и сериал «Твин Пикс». Северин Анк — известная режиссёр, дочь ещё больше известного режиссёра Персиваля Анка пропала во время съёмок на Венере. Роман вертится вокруг загадки её смерти или исчезновения — в зависимости от настроя персонажей. Произведение построено из нескольких параллельных линий: записок матерей Северин, интервью её молодого человека, расследования детектива и съёмок её отца. Эти линии перетасованы, и мы постоянно перескакиваем с одного фрагмента на другой.
Больше всего меня в процессе чтения мучили именно эти переходы. Сама атмосфера происходящего — загадочная, необычная, так просто в мире этой книги не разобраться. Всё опутано паутиной тайн и иносказаний. И поверх ложится эта мозаика — то видишь фрагмент интервью, то слушаешь речь её отца. Это очень, очень сложно воспринимать. Как будто пытаешься читать книгу, опустившись с головой под воду. Книгу видишь, очертания букв замечаешь — а в текст не складывается.
Даже сама тайна исчезновения Северин и её биография не вызвали во мне интереса. Они не стали движущей силой, чтобы читать дальше. Всё настолько витиевато, запутано, столько разных людей, планет и ситуаций, что разобраться, что к чему, а также полюбить Северин, удаётся лишь ближе к финалу.
Единственное, что помогало мне не забросить чтение — какая-то неземная атмосфера. Мне очень нравится ретрофутуризм, но когда он облачён в декорации не середины прошлого века, а его начала — это завораживает. Миры, которые писательница создала на других планетах — сказочные, удивительные, лиричные — притягивают. Сам язык повествования, если дело не касается диалогов, сценарные приёмы отсылают к сказкам. Ретро атмосфера киносъёмок. Это нереально красиво. А то, как все герои создают свою версию произошедшего, меня просто покорило.
Я считаю, что роман награждает дочитавших до конца шикарным послевкусием и яркими отрывками, которые ещё долго будут вспоминаться. «Сияние» — нечто невообразимое с точки зрения полёта фантазии, чего только стоит сочетание немого кино и межпланетных путешествий. Но в процессе чтения вам не раз захочется бросить эту книгу, смахнуть с себя щупальца запутанности сюжета.