Чингисхан действительно проигрывал сражения; ни один правитель не мог побеждать вечно, и он не был исключением. Самой заметной потерей для него стала битва при Тринадцати крыльях в 1190году .
Джамуха был соперничающим вождем монгольских племен. Поговаривали, что в молодости он был побратимом Темучина (Чингисхана). Когда жена Тэмуджина была похищена племенем меркитов, Джамуха был одним из лидеров, которые помогли ему.
Однако Тэмуджин становился все более могущественным, и некоторые из последователей Джамухи перешли на его сторону, особенно потому, что Тэмуджин награждал своих солдат меритократической системой.
В конце концов Джамуха стал враждебно относиться к Тэмуджину и увидел, что Тэмуджин был его соперником в завоевании. Он решил собрать свою армию и напасть на своего бывшего брата, прежде чем тот станет слишком могущественным. Таким образом, они вступили в войну, известную как Битва тринадцати крыльев, когда Тэмучжин разделил свои силы на 13 эскадронов.
Говорили, что Тэмуджин был слишком самоуверен в своей недавно расширенной армии и думал, что он мог бы вступить в прямую войну с Джамухой, но он потерпел неудачу, и большая часть его войск была разбита превосходящими боевыми силами Джамухи. К счастью, Тэмучжин все спланировал заранее и отступил в долину у реки Онон, где мог надежно защищаться.
Однако Джамуха после своей победы совершил нечто чрезвычайно жестокое. Он собирал военнопленных и массово казнил их, готовя. Этот акт жестокости привел к тому, что он потерял свою репутацию среди других монгольских племен, и по иронии судьбы еще больше его последователей стали переходить на сторону Тэмучжина.
В 1204 году Тэмуджин в конце концов смог победить Джамуху, который был схвачен и выдан своими слугами. Тэмучжин убил этих слуг за то, что они предали своего господина, и спросил, нет ли у его брата каких-либо просьб, возможно, желая сохранить ему жизнь. Джамуха только просил, чтобы его приговорили к бескровной казни (по одной версии, его повесили на собственной тетиве, по другой-затоптали насмерть лошадьми).
- Мы два великих воина, ты и я, но в великих монгольских равнинах найдется место только для одного из нас.