Найти в Дзене
Беспорядочные путешествия

10 интереснейших мест Москвы, о которых мало кто знает

Оглавление

Приветствую постоянных читателей и гостей данного блога!

Сегодня вас ожидает новая подборка интересных, необычных и при этом малоизвестных мест Москвы. Совершим прогулку от самого центра города до далеких окраин и лишний раз удивимся тому, как многообразна, пестра и контрастна российская столица.

Многие из статей, посвященных интересным местам Москвы, я начинаю со слов о том, что о них мало кто знает, но каждый раз в комментариях находится кто-то, кто напишет, что все эти места банальные и давно известны. Наверняка так будет и в этот раз, но я все же вновь рискну предположить, что для подавляющего большинства из вас места, о которых пойдет речь ниже, будут в новинку. И, конечно же, я надеюсь, что представленная в статье информация сподвигнет вас на на новые открытия и прогулки по нашему прекрасному городу.

Итак, поехали!

Макеты сталинских высоток

Макеты сталинских высоток
Макеты сталинских высоток

Некоторые интересные локации, особенно те, что расположены в стороне от традиционных туристических маршрутов, могут в течение долгого времени не пользоваться особым вниманием, знать о них будут лишь единицы, а большинство не будет даже подозревать. Но в какой-то момент, как показывает практика, «информационная блокада» все же прорывается. Неважно, благодаря статье в популярном интернет-издании, посту какой-либо знаменитости, или звезды просто так сойдутся, что в этом месте окажутся несколько людей, после посоветуют его другим, а те третьим, и так по спирали. Кажется, что-то подобное случилось в прошлом году и с макетами сталинских высоток на ВДНХ: о них все резко узнали и начали выкладывать их фотографии в социальных сетях.

Впрочем, место действительно стоящее посещения, особенно сейчас, когда основной ажиотаж уже схлынул. Здесь, на небольшой площадке около одного из корпусов социального университета (РГСУ), установлены уменьшенные копии всех семи сталинских высоток Москвы. Наверное, если судить совсем строго, то местами можно придраться к несоответствию масштабов и каким-то архитектурным неточностям, но вообще невооруженным глазом сходство копий с оригиналами представляется почти идеальным!

Макеты сталинских высоток
Макеты сталинских высоток

Судя по информации в интернете, данные макеты были сделаны ко Дню города и являлись частью праздничного украшения Москвы, а именно Тверской улицы, несколько лет тому назад, после чего переехали на постоянное место жительства к зданию РГСУ. Очевидно, что создатели макетов не рассчитывали на то, что они станут постоянными экспонатами: выполнены они из не слишком-то прочных материалов, включая доски, да и к тому же явно не были рассчитаны на то, что по ним будут лазить люди с целью сделать фото пооригинальнее. Как итог, много чего отломалось, отвалилось и потерялось, а поддержанием и восстановлением, по всей видимости, никто уже давно не занимается. Жаль, ведь объекты крайне добротные и представляющие интерес!

Здание на Красных воротах и МИД
Здание на Красных воротах и МИД

Отдельной похвалы заслуживает проработка деталей зданий, вплоть до рельефных архитектурных элементов, башенок и установленных на фасадах скульптур. Одни только окна (а их на семь зданий наберется несколько тысяч), сделанные из маленьких зеркал, чего стоят. В общем браво создателям! И очень хотелось бы верить, что такую красоту удастся сохранить, а то и преумножить, например, создав целый тематический парк с уменьшенными копиями московских достопримечательностей. Например, наподобие Александровского парка в Санкт-Петербурге.

Кстати, рядом, в паре сотен метров, открыт выставочный павильон Макет Москвы. Там все эти высотки тоже представлены, в еще более уменьшенном размере. Вход, что весьма приятно, бесплатный. А еще, немногие знают, но в главном холле гостиницы Украина (одной из семи высоток) тоже установлен небольшой макет Москвы. Попасть туда тоже можно бесплатно: просто заходите через главный вход и ничего никому не говоря идете прямо до упора, поднявшись на полпути по лестнице. На том макете даже наступают день и ночь. Тоже обязательно посетите при случае!

Уменьшенная копия арки Парка Горького
Уменьшенная копия арки Парка Горького

P.S. А еще очень любопытно, что рядом с макетами высоток у РГСУ находится уменьшенная копия арки главного входа в Парк Горького. Странно, кстати говоря, что не арки ВДНХ, которая расположена менее чем в километре отсюда и в целом по своим масштабам и стилю сопоставима с той, что расположена на Крымском валу. Но и так неплохо:)

Загородный дворец Елизаветы Петровны

Дворец Елизаветы Петровны
Дворец Елизаветы Петровны

Следующая же достопримечательность в сегодняшнем списке – императорский дворец первой половины XVIII века работы самого Бартоломео Растрелли, того самого, что построил Петергофский, Екатерининский (в Царском селе) и Зимний дворцы Санкт-Петербурга. Звучит многообещающе, согласитесь. И вместе с этим совершенно невероятно, что эта единственная из московских работ мастера, сохранившаяся до наших дней, практически неизвестна широкой публике. Речь о загородном дворце Елизаветы Петровны в Покровском-Рубцове, главной московской резиденции императорской особы, дочери Петра I и Екатерины I. Здание расположено на востоке Москвы, на небольшом холме на пересечении улиц Гастелло и Бакунинской, и надежно скрыто от посторонних глаз густыми кронами деревьев.

Само подмосковное село Покровское-Рубцово известно еще с XVI века, здесь не раз бывали Алексей Михайлович и Петр II. А во времена правления Анны Иоановны сюда фактически была сослана Елизавета Петровна. Впрочем, места эти, как считается, будущей императрице нравились: в 1737 году на месте сильно пострадавшего от пожара деревянного дворца по ее указу был отстроен новый дворец в камне, вокруг разбит парк с горками и каруселями, а также построена церковь Воскресения Христова. А уже после восшествия Елизаветы на престол село вошло в состав Москвы. Здание и по сей день остается одним из немногих сохранившихся исторических дворцов Москвы и при этом совершенно незаслуженно обделено вниманием.

Дворец Елизаветы Петровны
Дворец Елизаветы Петровны

После смерти Елизаветы здание дворца в Покровском практически не использовалось и постепенно пришло в запустение. В течение нескольких десятилетий его занимали казармы, а в 1872 году дворец перешел к Покровской общине сестер милосердия. Тогда же здание переделали под руководством архитектора Петра Скоморошенко: был надстроен второй этаж, появились боковые крылья, частично изменен декор фасадов. Так что называть Растрелли единственным или даже главным архитектором здания в том виде, в котором оно дошло до наших дней, все же будет фактически неверно. В советские годы внутри дворца [ожидаемо] были размещены коммунальные квартиры, а с 1992 года здание занимает Научно-исследовательский институт реставрации. Даже немного странно, что не музей или, скажем, зал торжественных приемов какого-то из госведомств.

Дворец Елизаветы Петровны
Дворец Елизаветы Петровны

P.S. Вообще район вокруг станции метро Электрозаводская, совершенно точно, один из самых интересных районов Москвы, по крайней мере из числа тех, что расположены вне исторического центра города. И дворец Елизаветы – еще одно тому подтверждение. Так, в 5 минутах ходьбы от дворца по улице Гастелло расположен шикарный дом с мезонином, прекрасный образец московского деревянного зодчества, а на другой стороне Яузы вас ждут готическое здание Электрозавода, особняк Носова в стиле модерн, а также самые мрачные места Москвы, которым в этом блоге посвящена отдельная статья.

Усадьба Шервудов

Усадьба Шервудов
Усадьба Шервудов

Если судить по совокупности таких характеристик, как необычность, изящность архитектурных форм и абсолютная неизвестность даже среди настоящих знатоков Москвы, то у следующего места в сегодняшнем списке едва ли найдется много конкурентов. Речь об усадьбе Шервудов, расположенной на Малой Калужской улице (дом 15, стр. 5) и буквально зажатой в тисках масштабных заводских строений. Малая Калужская – и без того довольно тихая улица «на задворках» Ленинского проспекта, но, кажется, даже если бывать здесь часто, есть абсолютно реальный шанс не заметить столетний особняк, построенный в русском стиле. Более того, он практически не фигурирует ни в каких подборках московских достопримечательностей, сюда не водят экскурсии, даже своей странички на Википедии у него нет. Что это за место, и как так вышло, что оно оказалось неоправданно забыто? Давайте разбираться.

История этого места неразрывно связана с именем английского инженера Вильгельма Шервуда, управляющего текстильными мануфактурами. Переехав в начале XIX века с семьей в Москву, он приобрел этот участок в западном Замоскворечье вместе с деревянной усадьбой Бахметьевой. Усадьба стала родовым имением Шервудов, впоследствии перейдя сначала к детям, а затем к внукам Вильгельма Шервуда. В 1860-х годах по соседству с усадьбой был открыт механический завод братьев Бромлей. А еще спустя полвека, в 1911 году, Шервудами было принято решение на месте старого деревянного строения построить каменный дом-теремок в русском стиле. Витые колонны, кокошники и окна разных размеров – все в лучших традициях древнерусского зодчества!

Усадьба Шервудов
Усадьба Шервудов

После революции усадьба Шервудов, равно как и завод братьев Бромлей были национализированы. Заводу дали новое название «Красный пролетарий», а в здании усадьбы разместилась заводская контора. Уже в постсоветское время усадьба сдавалась в аренду различным коммерческим предприятиям. Долгое время в ней размещалась адвокатская контора, съехавшая несколько лет тому назад. В 2018 году прошла полная реставрация дома, были воссозданы многие утерянные архитектурные элементы, зданию вернули его первоначальный цвет. Но вот ведь незадача – с тех пор историческая усадьба пребывает в поисках нового владельца, о чем и сообщает крупная рекламная вывеска, установленная на территории. Отпугивает ли потенциальных владельцев высокая цена, или есть другие причины, сказать не берусь. Но если вдруг вы пребывали в поисках усадьбы в 5 минутах езды от Кремля, теперь вы знаете, где ее искать:)

Круговое депо Николаевской железной дороги

Водонапорная башня
Водонапорная башня

Следующее место в сегодняшнем списке также находится сравнительно недалеко от центра, рядом с Комсомольской площадью [трех вокзалов], вот только расположено оно таким образом, что едва ли многие обращали на него внимание и тем более бывали рядом. Да и к тому же попасть сюда случайно по сути невозможно, только прийти целенаправленно. Речь о Круговом депо Николаевской железной дороги (на фото ниже), расположенном аккурат между железнодорожными путями Ленинградского и Ярославского вокзалов. Эдакая Terra nullius, или Ничья земля. Понятно, что земля в любом случае чья-то, но все-таки расположение депо, по обе стороны огороженного глухими заборами, все же весьма символично.

Что это за место, и как оно появилось? Являющееся памятником промышленной архитектуры Круговое депо Николаевской железной дороги – это первое паровозное депо в Москве, построенное в середине XIX века, в те же годы, когда и было открыто железнодорожное движение между двумя столицами. Здание построено в архитектурном стиле эклектики с преобладанием черт классицизма, а его ключевой функцией первоначально было техническое обслуживание или ремонт локомотивов. При этом ничуть не менее интересна с архитектурной точки зрения интересна водонапорная башня, расположенная по соседству (на фото выше, а также в правом углу на фото ниже). По мнению архитекторов Тона и Желязевича, ее внешний вид должен ассоциироваться с крепостной башней. Депо и башня составляют единый архитектурный ансамбль и объединены рядом общих деталей, включая арочные окна и фигурные кирпичные карнизы.

Круговое депо Николаевской железной дороги
Круговое депо Николаевской железной дороги

Мой путь к депо и башне был крайне тернистым, с обходом одних заборов и перелезанием через другие:) На самом же деле башня абсолютно доступна: выходите из метро Комсомольская, выход к Ярославскому вокзалу, тот, рядом с которым не так давно установили фонтан с Георгием Победоносцем, обходите его справа и далее проходите между административным зданием Ленинградского вокзала и ж/д путями Ярославки. Пять минут, и вы на месте. Более того, вполне доступно и посещение башни и даже подъем на крышу. Никакой охраны, шлагбаумов и прочих КПП.

Вид с водонапорной башни
Вид с водонапорной башни

Сверху открываются шикарные виды на железнодорожные пути, видны Ярославский вокзал (Ленинградский спрятан за деревьями), гостиница Ленинградская и высотка на Красных воротах. За видами даже не обязательно вылезать на крышу (мне это разрешил сделать один из работников депо), достаточно просто подняться на балкончик на 7 этаже, проход туда свободный.

Внутри расположены какие-то учреждения, кажется, есть хостел и, вроде бы, даже бар. На шестой этаж можно доехать на советском ретро-лифте, последний раз я такой видел лет 15 назад, либо подняться пешком по лестнице. На разных этажах башни на стенах висят наклейки с информацией о самом здании и вырезки, похоже, из чьего-то дневника, посвященного истории башни, местному быту и жизни в ней (фотографии в карусели ниже).

Еще одним невероятным фактом, связанным с водонапорной башней, является то, что она уже на протяжении двух лет выставлена на продажу. Цена вопроса – всего 85 миллионов рублей. И слово всего я даже не беру в кавычки, ведь где еще в Москве за такие деньги вы найдете 7-этажное, отдельно стоящее здание площадью 1 055 квадратных метров, расположенное на охраняемой, режимной территории в 5 минут ходьбы от метро и на расстоянии 3,5 километра от Красной площади? Ну, а то, что находится оно между ж/д путей и остро нуждается в ремонте, как внутри, так и снаружи, тут уж извините, издержки.

Водонапорная башня
Водонапорная башня

Так что, быть может, стоит поторопиться увидеть башню и круговое депо в их нынешнем виде. Оба, хотя и признаны объектами культурного наследия, пребывают в не самом лучшем состоянии и по-прежнему могут быть даже снесены (РЖД, как известно, в таких вопросах не церемонится). А ведь место без всяких преувеличений преинтереснейшее!

Немецкий городок в Перово

Немецкий городок в Перово
Немецкий городок в Перово

За следующей московской достопримечательностью мы отправимся на далекую восточную окраину города, в район Перово. Здесь частично сохранился так называемый Немецкий городок, жилой квартал построенный в первые годы после Великой Отечественной войны, к строительству которого были привлечены и пленные немцы. И хотя проектировали квартал московские архитектурные бюро, а немцев среди строителей было явное меньшинство, название «Немецкий» все же сохранилось за кварталом.

Немецкий городок застраивался преимущественно двух- и трехэтажными домами, а венчало его пятиэтажное здание с пожарной вышкой на пересечении Перовской улицы и Зеленого проспекта (на фото выше). Увы, от масштабного квартала, состоящего из 60 с лишним зданий, сохранилось чуть более десятка домов. Малоэтажная застройка вообще была довольно характерна в послевоенные годы для многих городов страны и в частности для промышленных окраин Москвы. Целью подобных проектов являлось максимально быстрое строительство недорогих многоквартирных домов для расселения людей. Впрочем, тогда, в 1940-е, Перово еще являлось самостоятельным городом, территория которого была включена в состав Москвы только в 1960 году. В дальнейшем вместе с увеличением населения города, все острее стала заметна потребность в высотном строительстве.

Немецкий городок в Перово
Немецкий городок в Перово

Сегодня парадный вид на главный дом Немецкого квартала утерян из-за постройки на площади перед ним типовых зданий Московских ярмарок. Архитектура зданий, к слову, не самая плохая, но вот место для их возведения, кажется, могли выбрать и получше. Кстати, самая красивая и необычная московская ярмарка ранее уже попадала в одну из подборок интересных мест Москвы в этом блоге.

Ну, а сразу за зданием с башенкой расположено еще несколько сохранившихся двухэтажных жилых зданий 40-х годов. Зайдя во двор, будто переносишься на машине времени на несколько десятилетий назад. Взгляните сами на фото ниже. Для полного антуража стоит разве что убрать с фасада кондиционер, а за столик во дворе усадить мужиков, играющих в домино и пьющих пиво из трехлитровой банки:)

Немецкий городок в Перово
Немецкий городок в Перово

Ну, а раз уж поиски интересных мест Москвы увели нас так далеко на окраину города, то грех не воспользоваться моментом и не увидеть еще одну весьма примечательную историческую постройку, расположенную поблизости. О ней в следующем пункте.

Музей русского лубка и наивного искусства

Музей русского лубка и наивного искусства
Музей русского лубка и наивного искусства

Буквально в двух шагах от станции метро Новогиреево, на пересечении Союзного проспекта и 5-го проспекта Новогиреева расположился крайне любопытный исторический особняк, входивший в состав бывшего дачного поселка Новогиреево, существовавшего в первой половине ХХ века. Кирпичное здание с небольшой башней в стиле модерн, построенное в 1907 году, служило дачей французского коммерсанта Вертье. Сейчас здесь расположен Музей наивного искусства. Само же Новогиреево, вошедшее в состав Москвы в 1960 году, являлось первым благоустроенным подмосковным поселком с водопроводом и электричеством в каждом доме, мощеными и освещенными проспектами и даже собственной конкой. И хотя от прежних дач сохранилось всего две, а на месте остальных выросли многоэтажные дома, сетка улиц в районе сохранена историческая.

Музей русского лубка и наивного искусства
Музей русского лубка и наивного искусства

После революции все дачи в поселке были национализированы и превращены в коммунальные квартиры, включая и особняк Вертье. В середине XX века в доме размещалась аптека, а затем пункт приема вторсырья. И только в 1980-х годах здание начало выполнять музейную функцию, когда внутри открылся Музей революционной, боевой и трудовой славы Перовского района. Музей русского лубка и наивного искусства в Новогирееве был создан в 1998 году при слиянии двух музеев, Музея наивного искусства и Московского музея народной графики. В его коллекции на сегодняшний день находится свыше 1800 экспонатов. Вокруг музея разбит сквер, где располагается мини-кластер Арт-Наив-Парк, в котором проходят выставки под открытым небом, праздничные мероприятия, мастер-классы и многое другое.

Считается, что особенностью наивного искусства является его доступность, а также, как полагают отдельные ценители, наполненность незамысловатых на первый взгляд работ глубокими смыслами. Несколько десятков картин в стиле наив размещены на стендах в музейном сквере. Пятиминутной прогулки хватит, чтобы понять, ваше это или нет. Если все-таки первое, обязательно проследуйте в музей для продолжения осмотра:)

Здание Ссудной казны

Здание Ссудной казны
Здание Ссудной казны

Следующая достопримечательность находится в самом центре Москвы, буквально в паре сотен метров от станции метро Пушкинская/Тверская, но уверен, знают о ней немногие, а бывали внутри так и вовсе единицы. Так что давайте исправлять это досадное недоразумение. Речь об историческом здании Ссудной казны, построенном в 1916 году в Настасьинском переулке. Здание выполнено в русском стиле, сочетающем элементы модерна с традициями древнерусского зодчества и архитектуры барокко. Богатая рельефная кладка, резные орнаменты, массивное крыльцо с золотистым шпилем и острая башенка – вот лишь несколько архитектурных характеристик здания, выгодно отличающих его от окружающей застройки.

Строительство здания Ссудной казны началось в 1913 году к 300-летию династии Романовых и заняло три года, но уже вскоре, после революции, здание занял Наркомат внутренних дел, а затем Государственное хранилище ценностей Наркомфина, куда свозились драгоценности из национализированных имений и особняков, а также церковное имущество. Во многом благодаря нахождению в относительно неприметном месте, здание не было затронуто масштабной реконструкцией Москвы и в частности Тверской улицы. Разве что в советские годы с фасада сбили двуглавых орлов, но в 1990-е годы восстановили и их.

Здание Ссудной казны
Здание Ссудной казны

Здание казны, кстати, очень похоже на здание Государственного банка в Нижнем Новгороде, расположенного на центральной пешеходной улице – Большой Покровской. Взгляните сами (фото ниже). И неслучайно, ведь у обоих зданий один и тот же архитектор – Владимир Покровский, русский зодчий, изучавший древнерусское архитектурное искусство Новгорода и Пскова. Многие из его работ, включая и эти две, выполнены в русском стиле и наполнены архитектурным деталями, свойственными историческому зодчеству России.

-25

В самом же здании казны с 1941 года находился Госбанк СССР, а в настоящее время расположено хранилище Центробанка России. Свободный проход посетителей, увы, закрыт. Впрочем, попасть вовнутрь, по крайней мере в главный холл все же можно, но только в будние дни, в рабочее время. Турникеты и КПП расположены в нескольких метрах от входа, за них вас, конечно, не пустят, но и выгонять тоже, скорее всего, не станут. А то, что не пустят, кстати, очень жаль – интерьеры здания исключительно красивы. Создавались они знаменитым русским художником и оформителем Иваном Билибиным. В интернете, впрочем, можно найти фотографии, как исторические, так и современные, сделанные внутри здания казны.

Из-за режимного статуса здания здесь пока невозможны не только отдельные посещения, но даже и организованные экскурсии. Теоретически попасть вовнутрь можно только в Дни исторического и культурного наследия, хотя сделать это также будет непросто. Причем подобных примеров зданий с сохранившимися дореволюционными интерьерами очень много по всему городу, часть из них занимают государственные ведомства, другие принадлежат иностранным посольствам и консульствам, в третьих так и вовсе функционируют коммерческие предприятия. А для рядовых москвичей и гостей столицы доступ, увы, закрыт.

Здание Ссудной казны
Здание Ссудной казны

Впрочем, вполне возможно, что именно со зданием Ссудной казны дело все же сдвинется с мертвой точки. Как утверждают специалисты, это историческое здание в современных условиях не слишком приспособлено для использования по прямому назначению, а вот для организации внутри него, например, музея денег подойдет как нельзя лучше. В крайнем случае возможно сохранение за зданием статуса госучреждения, но при этом открытие его для экскурсионных групп по предварительной записи. В общем скрестим пальцы!

Городская трамвайная электростанция

Городская трамвайная электростанция
Городская трамвайная электростанция

В поисках следующей достопримечательности мы отправимся в Даниловский район Москвы, на улицу Ленинская слобода, район исторически промышленный, но при этом отнюдь не лишенный своего обаяния и к тому же способный похвастаться весьма любопытной промышленной архитектурой. Здесь еще в конце XIX века появился кузнечно-котельный завод инженера Александра Бари, одну из руководящих должностей на котором впоследствии занял Владимир Шухов, знаменитый инженер и архитектор. Главной продукцией предприятия были клепаные изделия, резервуары и стальные котлы. А в 1916 году на территории завода была построена Вторая городская трамвайная электрическая станция. Вот она-то нас с вами и интересует:)

Здание станции интересно уже само по себе: еще 100 лет тому назад оно выглядело, как настоящая дворянская усадьба, стилизованная под европейский замок, своим видом резко контрастирующая с окружающими промышленными постройками. Ниже вы можете увидеть фотографию начала прошлого века.

Городская трамвайная электростанция
Городская трамвайная электростанция

За 100 с лишним лет ситуация изменилась не сильно. Разве что часть из окрестных заводских цехов перепрофилировались в офисные и торговые центры. Из-за последующей революции и смены приоритетов в строительстве работать станция так и не начала, а в ее здании была организована Экспериментальная ТЭЦ Всероссийского теплотехнического института, снабжавшая электричеством весь завод ЗИЛ и близлежащие промышленные предприятия. Именно здесь был впервые запущен так называемый котел Рамзина, угольный котел высокого давления, работающий на критических параметрах пара. Впрочем, то уже технические характеристики. Нас же в первую очередь интересует, что называется, визуальная сторона вопроса. Здание ТЭЦ является без преувеличения одни из красивейших старых промышленных зданий Москвы.

Городская трамвайная электростанция
Городская трамвайная электростанция

А так башенка ТЭЦ выглядит с противоположной стороны Москвы-реки, с Даниловской набережной. Со стороны станции набережная, не только автомобильная, но даже и пешеходная, пока что отсутствует, но, учитывая то, с какой скоростью застраивается территория вокруг стадиона Торпедо, расположенного поблизости, похоже, что скоро ситуация изменится.

Сам же я, рассказывая о различных удаленных от центра города объектах, стараюсь советовать заодно посмотреть что-то интересное неподалеку. Тут с этим сложно, район промышленный, а в последнее время еще и офисно-торговый, особых достопримечательностей здесь нет. Можно разве что посмотреть, как застроили еще одну гигантскую территорию – бывшего завода ЗИЛ (с довольно любопытным новым парком Тюфелева роща), либо посетить Симоновский монастырь, один из красивейших в Москве, расположенный в 15 минутах ходьбы по улице Ленинская слобода. Одну из его построек, а именно пятиэтажку 1681 года, я упоминал в подборке московских мест, в существование которых сложно поверить.

Черный дом + дом Анны Монс

Черный дом на Бауманской
Черный дом на Бауманской

Следующее здание в сегодняшнем списке хоть и было построено 100 с лишним лет тому назад, в 1910 году, достопримечательностью стало сравнительно недавно. Нет, оно не было перестроено или каким-то особым образом реконструировано, а всего лишь поменяло цвет – с желтого на черный. В 2017 году жильцы дома №14 по Старокирочному переулку во время капитального ремонта здания приняли коллективное решение перекрасить его в черный цвет, весьма нехарактерный для жилых домов Москвы, да и России в целом. Наверное, большее внимание к дому привлекла бы разве что радужная расцветка, но и так эффект был подобен рванувшей бомбе: соседи еще долго опасались негативного влияния черного цвета на психику, а чиновники организовывали проверки на предмет законности перекраски, но в итоге, кажется, с черным домом смирились и те, и другие.

Что касается истории самого здания, то еще до революции в нем располагались столовая для бедных и дом призрения (приют для престарелых). После 1917 года дом был отдан под коммунальные квартиры. В архитектурном плане до начала 1960-х здание сохраняло свой первоначальный облик, фасад из красного кирпича без какой-либо отделки, а после было оштукатурено и покрашено в желтый цвет, простояв в таком виде более полувека. Таким образом, перекраска здания в черный цвет в данном случае пусть и не является воссозданием его исторического вида (процесс очищения от штукатурки является весьма сложным и дорогостоящим), но при этом благодаря ней у здания появилось новое лицо и бонусом известность на всю Москву.

Дом Анны Монс
Дом Анны Монс

Увы, на сегодняшний день Черный дом – лишь одна из нескольких исторических построек, сохранившихся по четной стороне Старокирочного переулка. Во второй половине XX века большая часть дореволюционных зданий была снесена для последующего строительства нескольких хрущевок и корпусов завода «НИИ точных приборов». И именно в окружении заводских цехов, сегодня принадлежащих «Российским космическим системам», сохранился единственный дошедший до нашего времени жилой дом исторического района Москвы Немецкой слободы – дом Анны Монс конца XVII века. На фото выше – модель-реконструкция дома. В действительности же его сегодняшнее состояние иначе как ветхим и аварийным не назвать. Скрытое от посторонних глаз здание постепенно разрушается и даже несмотря на статус объекта культурного значения уже не первое десятилетие никак не дождется реставрации.

Черный дом на Большой Полянке
Черный дом на Большой Полянке

P.S. А что касается черного цвета, то в последнее время он все активнее проникает в московскую архитектуру и сегодня уже не кажется чем-то страшным. Пусть и в отличие, скажем, от Германии или Нидерландов, подобные архитектурные образцы у нас пока редкость. Но вот, к примеру (на фото выше), новое здание в черном цвете на Большой Полянке, буквально в нескольких сотнях метрах от Кремля. Как вам? По-моему, смотрится, как минимум, интересно.

Шлюзы канала имени Москвы

Не хотелось бы лишний раз употреблять шаблонные выражения о том, как удивительна и многогранна Москва, но это именно тот случай, когда сложно удержаться. Сам я, несмотря на то что живу здесь всю жизнь, много гуляю пешком и периодически бываю в разных районах города, не устаю открывать для себя Москву снова и снова, удивляясь, как все это время я мог проходить мимо тех или иных интересных мест. Все вышесказанное в полной мере относится и к заключительному месту в сегодняшнем списке – участку канала имени Москвы между шлюзами №7 и №8. Всю жизнь мне казалось, что канал имени Москвы в черте города охраняется не хуже Кремля, и подобраться к нему ближе, чем на сотню метров, просто невозможно. И пусть отчасти это действительно так, к километровой набережной между шлюзами 7 и 8 это абсолютно не относится. Но обо всем по порядку.

Не прошло и двух недель, как я узнал о существовании пешеходного моста через канал имени Москвы около шлюза в районе Покровское-Стрешнево. Узнал, к слову, тоже совершенно случайно: нашел небольшой фотоотчет о прохождении шлюзов канала и на одной из фотографий увидел мостик, на котором стояли и, более того, снимали процесс шлюзования обычные люди. «Почему я до сих пор не на их месте?» – такой была единственная мысль, засевшая у меня в голове в тот момент:) И вот менее чем через час я уже был на их месте. Мостик, как оказалось, открыт для всех желающих, хотя и чтобы попасть на него, нужно пройти вдоль вереницы заборов с колючей проволокой. Виды с него совершенно прекрасны: с одной стороны сам шлюз №7 как на ладони (на фото выше), с другой – водная гладь, протянувшаяся идеально прямой лентой на километр с лишним до шлюза №8.

Наверное, тут можно было бы час стоять и любоваться окрестными видами, удивляясь тому, почему раньше не знал об этом. Но тут я заметил людей, свободно гуляющих вдоль канала по обе стороны. Вот тут уж моему удивлению точно не было предела, и, естественно, я последовал их примеру. Тут, думаю, уместно будет абстрагироваться от моего опыта посещения данного места и сказать пару слов о том, что это вообще за канал такой, и как он появился на карте Москвы.

Канал имени Москвы
Канал имени Москвы

Канал имени Москвы – одна из главных масштабных строек времен сталинской реконструкции, сложный комплекс гидротехнических сооружений, соединяющих реку Москва и реку Волга. Канал не только создает кратчайшую водно-транспортную связь Москвы с Верхней Волгой, но и снабжает Москву водой, а также обеспечивает подачу электроэнергии на многие предприятия Московской области. Во многом благодаря системе каналов (включая Беломорканал и Волго-Дон) за столицей закрепилось название «порта пяти морей» – Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Черного.

Основная судоходная трасса канала проходит от Иваньковского водохранилища около Дубны до Северного речного вокзала Москвы. Однако, строго говоря, канал имени Москвы тянется еще не 3 километра в городской черте, спускаясь на 36 метров к руслу реки Москвы. Именно на этом небольшом отрезке и расположены два заключительных шлюза – №7 и №8, между которыми канал проходит по искусственной насыпи, в частности, над Волоколамским шоссе. Оставшиеся три шлюза с порядковыми номерами от 9 до 11 расположены уже не на самом канале, а входят в состав гидроузлов ниже по течению Москвы-реки.

Канал имени Москвы, шлюз №7
Канал имени Москвы, шлюз №7

Спроектировал оба шлюза русский и советский архитектор Владимир Кринский, одной из наиболее известных работ которого является станция Комсомольская Московского метрополитена. Станция имеет весьма необычную конструкцию: так как здесь изначально предполагался большой пассажиропоток, вдоль всего зала над путями сооружены пешеходные галереи для равномерного распределения пассажиров. Кроме этого, совместно с другим архитектором Алексеем Рухлядевым он спроектировал и расположенный в двух километрах от седьмого шлюза Северный речной вокзал. [Место, кстати, тоже очень красивое. Если еще не были после реконструкции, обязательно побывайте. Там же, кстати, можно увидеть и небольшой макет канала имени Москвы.]

Волоколамское шоссе, вид от шлюза №8
Волоколамское шоссе, вид от шлюза №8
Канал имени Москвы, шлюз №8
Канал имени Москвы, шлюз №8

Прогулка между шлюзами 7 и 8 займет порядка 15 минут. Один минус – нельзя в конце пути перейти на другую сторону и вернуть обратно уже другим путем. Все-таки шлюз №8, как я понимаю, является наиболее охраняемым в связи с тем, что под ним проходит Тушинский тоннель Волоколамского шоссе. Так что на этом месте наша очередная прогулка по городу подходит к своему логическому завершению.

P.S. А еще, как выяснилось, в Москве даже проводятся речные прогулки на теплоходе с прохождением шлюзов. Начало экскурсии – около Северного речного вокзала, окончание – в районе Москва-сити. Хотя я всю жизнь думал, что покататься на речном трамвайчике можно только между Киевской и Пролетарской. Так что теперь вот захотелось прокатиться, взглянуть на процесс шлюзования, что называется, изнутри.

И вам я в свою очередь тоже желаю по полной насладиться последними теплыми неделями в этом году. Гуляйте, узнавайте что-то новое и получайте удовольствие!

И на этом об интересных местах Москвы на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!

Буду рад, если вы подпишитесь, и постараюсь и впредь не подкачать!