Вообще-то, выбора у него не было. Его женил его отец, Владимир Мономах.
О происхождении наших князей XII века нам ничего точного неизвестно
Великого князя Юрия (Георгия) Владимировича, основателя Москвы, прозвали Долгоруким за его попытки установить контроль над всей Русью. Современники не любили Юрия Долгорукого. Николай Карамзин так характеризует его: «Георгий не имел добродетелей великого отца; не прославил себя в летописях ни одним подвигом великодушия, ни одним действием добросердечия, свойственного Мономахову племени».
Нам неизвестны ни имя матери Юрия Долгорукого, ни даже год, когда он родился. Василий Татищев утверждал, что Юрий родился в 1090 году. Тогда его матерью была англосаксонская принцесса-изгнанница Гита Уэссекская. Но по другим данным, Юрий родился в 1095, 1098 или даже 1100 году. В этом случае его матерью была вторая жена Владимира Мономаха, от которой до нас дошло только имя – Евфимия. Историки предполагают, что она была византийской принцессой, но доказательств этому нет.
Ясно только, что Юрия Долгорукого женили, когда он был совсем юным. Произошло это в 1107 или 1108 году. Его женой (которой тогда было ещё меньше, чем княжичу) стала неизвестная по имени дочь половецкого хана Аепы, которую в крещении нарекли Анной. Тогда же и отец Юрия, сам Владимир Мономах, женился в третий раз, и тоже на неизвестной (но, очевидно, ханского рода) половчанке.
Анна Аеповна родила Юрию Долгорукому восемь детей: пятерых сыновей и трёх дочерей. Вероятно, где-то в 1140-е годы она умерла, после чего Юрий женился вторично, на сей раз неизвестно на ком.
Неудачная попытка избавить Русь от половецких набегов
Браки русских князей на дочерях половецких ханов в XII веке стали частым делом. Разумеется, обязательным условием для такого брачного союза было крещение половчанок, будущих жён наших князей. Но ни с каким степным народом, даже с татарами времён золотоордынского ига, русские правители не заключали так много династических браков, как с половцами.
Вряд ли это обусловливается одними внешними качествами половчанок. Хотя «Слово о полку Игореве» говорит о «красных (то есть красивых) девках половецких», но, очевидно, что русские или другие европейские девушки наверняка были всё-таки привлекательнее для князей. Значит, дело в политике.
Половцы с момента поселения в южнорусских степях в середине XI века регулярно тревожили Русскую землю своими набегами. Внутренние раздоры постоянно мешали князьям объединиться в борьбе с ними.
Одним из самых успешных борцов с половецкой угрозой стал как раз отец Юрия Долгорукого – Владимир Мономах. Однако, вероятно, под конец жизни он сам устал в этой борьбе и не видел ей конца. А состояние распадающегося Русского государства заставляло его тревожиться за будущее.
Тогда Мономах и предпринял этот шаг: сам женился и одного из сыновей женил на половчанке. Родственный союз означал, по его мысли, мир с половцами.
Беда была не только в том, что династические браки нисколько не мешают свойственникам воевать между собой. Эти браки охватывали только часть половцев. У самих половцев не было единой власти, они делились на множество родов, каждый из которых возглавлялся самостоятельным ханом. Поэтому, роднясь с половцами, русские князья не избавляли свою землю от их набегов.
И ещё о внешности «красных девушек половецких». Последние антропологические исследования выяснили, что половцы принадлежали к европеоидной расе.