Сопредседатель Социалистической партии «Справедливая Россия – За Правду» Захар Прилепин в интервью для проекта «Россия: люди, идеи, страна» рассказал о литературе, развале империи, перестройке, ОМОНе, Чечне, Донбассе и своем становлении в качестве политика.
Писатель поделился, что он, как человек воспитанный на советских книжках и влюбленный в поэзию Маяковского, Есенина и Багрицкого, в юношеские годы находился в жестком противоречии к происходящему развалу страны.
Позже Захар Прилепин стал свидетелем распада и разворовывания колхозов, вследствие чего крестьяне «стали стремительно спиваться и вымирать», по всей стране одно за другим останавливались предприятия, а десятки тысяч людей оказались брошенными на произвол судьбы.
В 1995 году Захар Прилепин поступил на службу в ОМОН и уже напрямую имел дело с социальными протестами. Он своими глазами видел, как стремительно богатеет новоявленная буржуазия и не мог ее принять как новейшую российскую элиту.
«Это чудище просто какое-то было: по поведению, по статусу, по интеллекту, по всему остальному. Это такой вопиющий, увешанный золотом представитель волны радио “Шансон”», – утверждает он.
Писатель отметил, что принципы ложного гуманизма не могли подействовать на него обескураживающе, и он так или иначе готовился к военной карьере. В марте 1996 года в составе подразделения ОМОН Захар Прилепин был отправлен в Чечню.
«Мы уехали в Грозный марте 96 года, в момент попытки очередного захвата Грозного боевиками после очередного нелепого перемирия, то есть их изгнали из Грозного, а они два или три раза пытались Грозный захватить. Мы, собственно, появились в Грозном в тот момент, когда их оттуда довыбивали. «…» Грозный в руинах – это, конечно, такой шок, потому что ты это видел только в фильмах про Сталинград: это разнесенный просто в хлам город с разнесенными домами», – поделился воспоминаниями политик.
Лидер СРЗП рассказал, что слово «зачистка» впервые услышал только в 1995 году, когда приходилось выбивать двери и пугать людей, обходя квартиру за квартирой в целом доме.
«Если все-таки говорить о личном выборе, то тут опять вся та же самая литература. Конечно же, это биография Лермонтова, биография Гумилёва, биография Дениса Давыдова и Бестужева «Марлинского», потому что любой человек, который по-настоящему истово и неистово читает русскую поэзию, конечно же, он абсолютно убежден, что человек пишущий стихи и человек воюющий – это один и тот же человек, а не два противоречащих друг другу человека», – объяснил свою приверженность делу писатель.
Когда началось военное противостояние в Донбассе, Захар Прилепин создал фонд помощи и стал собирать и перевозить гуманитарную помощь для жителей республик. В 2016 году, по согласованию с главой ДНР, писатель собрал и возглавил батальон в составе Гвардии Александра Захарченко, 85% которого составили жители республик.
«14, 15 год – я провожу очень много времени на Донбассе, и, конечно, у меня там огромная сеть знакомых. Конечно, помогали мы не только местным жителям – помогали целым подразделениям. И люди просто меня уже знали, как авантюриста из России, который приезжает и доставляет самые разные вещи, которые можно доставлять, и некоторые, которые нельзя доставлять», – рассказывает Захар Прилепин.
Это и помогло ему за короткий срок собрать людей для службы в батальоне. За время существования батальон много раз менял место дислокации: его перебрасывали из одной горячей точки на передовой в другую.
«Занимаешь позицию и изо дня в день буквально, ну если не ежедневно, то через день-два-три, и одна сторона и другая ищет способы обстрелять друг друга так, чтобы кого-нибудь там по возможности убить. Или они нас – или мы их! Видят, что у нас ротация – заходит новое подразделение, начинают долбить, накладывать всего подряд по нам. Потом начинаем обживаться и тоже начинаем отстреливаться. Вот таким образом и происходило», – поясняет экс-комбат.
По мнению лидера СРЗП, основным фактором, толкающим людей Донбасса идти воевать, было убеждение отстоять независимость, свое право на этническую определенность, на русский язык.
«Когда я создал подразделение, была вера, убежденность и у меня, и у Захарченко, у всех, что неизбежно будет наступление, что неизбежно будем отбирать вторую половину Донецкой и Луганской областей. Вот завтра-послезавтра просто это произойдет, и мы пойдем вперед. Это обида об оставленных территориях, желание вернуться в Краматорск, Славянск. Это мечта Захарченко, который раз за разом проговаривал, что мы дойдем до пределов республик», – убежден он.
Также Захар Прилепин рассказал, как принял решение вернуться в Россию, как его товарищи и соратники убедили писателя, что необходимо создать партию и добиваться своих целей.
Так, в 2020 году им была основана Партия «ЗА ПРАВДУ», а уже в феврале 2021 года политик занял пост сопредседателя объединенной Социалистической партии «Справедливая Россия – Патриоты – За Правду».
«Партия, которая занимается ровно тем же самым, чем я всегда занимался. Вот начиная от первой части нашего разговора о необходимости реванша за поруганную Советскую Родину, за разрушенные святыни, за "обгрызанные окраины" – вот за все за это надо, чтобы была ответочка. «…»
Мы вновь должны дать надежду человечеству. Они не обязаны вписываться в игровую, цифровую, гендерную и прочую сатанинскую перезагрузку, они могут сохранить свою свободу: религиозную, национальную, этническую, экономическую», – заключил политик.