Найти тему

Фильм «Отец» (Энтони Хопкинс). Болезнь, как развлечение для тридцатилетних.

В сети все происходит гипертекстно. К чему-то, на что потом обращаешь внимание, обычно приходишь через сложный лабиринт ссылок, рекомендаций, прослушанной где-то информации. Так я посмотрел фильм «Отец» с Энтони Хопкинсом (могу его идентифицировать только по «Молчанию ягнят», хотя актер великий). Купился я на слова, как потом выяснилось, Антона Долина: «Фильм-лабиринт». А человеку, который последнее время экспериментирует с написанием «гиперкниг», слово «лабиринт», это, как код доступа. Сразу включается поисковая активность.

Позже выяснилось, что фильм снят по пьесе какого-то современного француза (кстати и фильм снял он же) и она (пьеса) идет «широким экраном», в то числе, и в наших российских театрах. Мало того, если я не путаю, фильм получил «Оскар». Не суть. Я думал будут какие-то путешествия по реальности. Они на самом деле были. Вот только все эти путешествия были связаны с вполне конкретной старческой деменцией. И это становится понятным на первых минутах «Отца». До последнего я лелеял надежду, что все объяснится как-то по-другому. Но, нет! «Шизофрения, как и было сказано!» А про что фильм? И главное даже… ЗАЧЕМ фильм?

Я не поленился, посмотрел четверть часовой выпуск, который, казалось бы, должен был дать ответ на этот вопрос. Он так и назывался. «Разбор смысла фильма «Отец»». Где на полном серьезе парень лет тридцати мне начинает рассказывать, как это увлекательно следить за тем, как пожилой, скорее старый, мужчина начинает навсегда терять связь с реальностью. При этом он не скрывает, что в фильме показана именно разрушающая сознание сила деменции. Но, почему-то этот молодой человек не только находит это интересным, но и видит в сюжете «философский подтекст». «А является реальностью то, что нам кажется реальным?» Чуть ли ни слоган у этого фильма похожий…

Вы это серьезно? Вы начинаете искать философские подтексты в тяжелой психической болезни? И находите это мудрым и таинственным? Тогда я приглашаю вас поисследовать жизнь запойных алкоголиков со стажем и наркоманов на тяжелых наркотиках. Вот уж где вы сто раз спросите себя: «А реально ли то, что я вижу?» «Что на самом деле происходит с этими людьми?» «Почему они вдруг перестают понимать не только вас, но и вообще кого бы то ни было?» Своих детей, родителей, близких. Мало того, могут быть агрессивными по отношению к родне. После чего страдают и дети, и жены, и престарелые родители. И Вы всерьез считаете это тем, что можно назвать «философским подтекстом»? И если история запойного алкаша или даже уторчавшегося наркоши может чисто теоретически принести какой-то счастливый конец, превратившись в историю преодоления. То у сюжета со старческой деменцией такого конца не может быть в принципе. Это все… ПРИГОВОР! Как смерть!

С таким же успехом можно рекомендовать на «Оскар» сюжет умирания онкологического больного в последней стадии рака. Там столько философии и поля для теоретических рассуждений. Но, именно теоретических, потому что, когда вы сталкиваетесь с этим в жизни, вся философия улетучивается и появляется одно голое отчаяние от невозможности как-то помочь человеку или хотя бы облегчить его страдания. Но, для тридцатилетних, не сталкивавшихся с подобным и не примеряющих этот сюжет на себя самого… где там еще мои 70 лет?.. это кажется чем-то чуть ли ни психоделическим, вскрывающим границы сознания.

Специально для них я бы изменил слоган фильма на следующий: «Это то, что может произойти с каждым!» И пускай после этого философствуют…

P.S. Закончил статью, а ЮТюб мне продолжает подкидывать новые «разборы» «Отца». Теперь какая-то малолетняя сценаристка, но у которой уже есть свои «курсы по сценарному МАСТЕРСТВУ», брызгая слюнями, восхищалась сценарными ходами и гениальностью сценария вообще. Для таких вот экзальтированных дам (как, впрочем, и юношей) я привожу цитату из Википедии: «Деме́нция (лат. dementia — безумие) — приобретённое слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых. В народе сенильная деменция носит название старческий маразм. Ежегодно регистрируются 7,7 миллиона новых случаев деменции, каждый из которых становится тяжким бременем для семей и систем здравоохранения.

Тяжёлая форма деменции. Повседневная деятельность настолько нарушена, что требуется постоянный надзор (например, больной не в состоянии выполнять правила личной гигиены, не понимает, что ему говорят, и сам не говорит). Чаще всего жизнь с человеком, страдающим тяжёлой деменцией, крайне тяжела — у большинства из них полностью пропадают сострадание и интерес к близким, часты проявления агрессии…»

Поясняю для недалеких. Если бы мы продолжили следить за героем Энтони Хопкинса, мы бы очень быстро увидели, как он бы начал ходить под себя по большому и по маленькому, а также кидаться бы с кулаками на дочь и сиделку. О!.. Это такой тонкий изысканный поворот сюжета…