36
Смена власти в Афганистане несет целый блок рисков для мукомольной отрасли Казахстана. О том, чем именно обернется ситуация в этой стране для зернопереработки Казахстана, пока можно только предполагать.
Не секрет, что афганский рынок для зернопереработчиков Казахстана – основной в последние годы. Так, в 2020 году Казахстан поставил в Афганистан 1 млн 152,6 тыс. тонн муки. Это 66% всего экспорта Казахстан в 2020 году. Тогда как в Узбекистан (второй по объему рынок сбыта) – ушло лишь 342 тыс. тонн (20% казахстанского экспорта).
- Мы не хотим сгущать краски и как-то форсировать события в своих оценках и прогнозах, но опасения у нас есть, - рассказала порталу ElDala.kz Таисия Колегова (на фото), вице-президент Союза зернопереработчиков Казахстана, коммерческий директор ТОО «СевЕсильЗерно». – Мы уже выходили на связь с нашими прежними партнерами в Афганистане, и знаем, что они были вынуждены покинуть страну. Сейчас они находятся в Узбекистане, и что будет дальше, неизвестно. То ли они смогут вернуться домой и продолжить работу с нами, то ли нет. Сейчас этого сказать не может никто.
Читать по теме: Почему Казахстан вынужден закупать ГМО в Аргентине
Ожидаемые проблемы могут быть самыми разными – от объявления эмбарго на торговлю с Афганистаном со стороны мирового сообщества, до проблем с оплатой поставок. Ранее казахстанские экспортеры получали платежи через американские банки-корреспонденты. Не откажутся ли финансовые институты от этих платежей в случае ухудшения взаимоотношений новых властей Афганистана с Западом, не известно.
Отметим, что у самого Афганистана не так много вариантов по закупке муки. Было время, когда основной объем поставок сюда обеспечивал Пакистан. Но поскольку население этой страны растет, спрос на продовольствие увеличивается, и экспортный потенциал Пакистана снижается всё последние десятилетие. Более того, погодные катаклизмы, усиливающиеся вследствие изменения климата, даже саму страну периодически вынуждают закупать зерно за границей.
Так что, у афганцев есть два реальных поставщика – Казахстан и Узбекистан. Причем, Узбекистан в последние годы активно наращивал экспорт своей муки соседям, получая ее при переработке казахстанской пшеницы. При этом, вводились различные меры, затрудняющие казахстанским мукомолам поставки в Афганистан (в частности, повышенный транзитный железнодорожный тариф). Так что, в нынешней ситуации есть риск не только со стороны самого Афганистана, но и со стороны Узбекистана, который может попробовать воспользоваться обстановкой, чтобы и дальше усилить позиции собственных экспортеров на афганском рынке.
- Мы можем ожидать от Узбекистана закрытия транзита всех грузов на Афганистан, - отметила Таисия Колегова. – При этом, им самим ничто не помешает грузить туда свою муку, полученную при переработке казахстанского зерна.
Также большой риск – потеря вагонов на территории Афганистана, на территории которого программы по отслеживанию вагонов не работают. Учитывая это, собственники вагонов вполне могут испытывать опасения по возврату подвижного состава, и отказаться от погрузки на Афганистан. Либо же (что очень вероятно) поднять расценки на вагоны. А это лишит экономического смысла и без того низкомаржинальный экспорт.
Сергей Буянов, впервые опубликовано на ElDala.kz