В сентябре 2021 года исполниться 30 лет с момента выхода альбомов Guns'n'Roses Use your Illusion, которые стали одним из самых амбициозным проектов за всю историю рок музыки и уничтожили группу Guns'n'Roses.
Сегодня первая часть воспоминаний об истории создания этого музыкального левиафана.
Успех дебютного альбома сделал группу Guns’n’Roses одним из самых популярных коллективов современности. Почти два года музыканты были в турне, завоёвывая новые территории и сердца, это была их жизнь, жизнь рок-звёзд, 24 часа в сутки. И резкий сброс скорости после завершения гастролей поставил участников группы в тупик.
Мы закончили гастроли, у нас есть много денег и мы можем делать всё что хотим. Но беда в том, что я не хочу ничего делать, кроме как выбраться отсюда и играть, мне хочется вернуться в тур. Сейчас я хожу в клубы, напиваюсь и грущу
заявлял после завершения турне соло-гитарист Слэш.
Вокалист Эксл Роуз в этот период планировал кадровые перестановки в менеджменте коллектива, бас-гитаст Дафф МакКаган пил водку, барабанщик Стивен Адлер употреблял героин, а гитарист Иззи Стрэдлин, проводил время со своей возлюбленной, отгородившись от всего мира. Не самое радужное состояния, если учесть, что ты член самой успешной на тот момент рок-группы. Вытащить из этого состояния может только творчество.
В марте 1989 года Слэш обмолвился, что у него и Иззи есть наработки к новым песням, но не более. Давление ощущалось со всех сторон: группа и её участники получали множественные награды и премии, лейбл требовал новую запись, чтобы пополнить банковские счета, поклонники хотели новых шоу.
Лучше всех в этой кутерьме себя чувствовал Эксл Роуз, которому слава не стала бременем. Купив себе просторный дом и поставив в одной из комнат рояль, фронтмен сочинял новые песни, тяготеющие к балладам, а не к привычным рок-боевикам. Видимо новый инструмент позволил Роуз раскрыть свой потенциал композитора, и к лету 1989 года, Эксл вместе со Слэшем закончили November Rain и Estranged, а вместе с Вестом Эткинсом представили на суд публики в Scrap Bar две новых композиции The Garden и Yesterdays, исполнив их в акустике.
Тем же летом музыканты хотели провести репетиции в Чикаго, а заодно поработать над новым материалом, но в результате в студии собрались только Слэш, Дафф и Стивен. Затея не реализовалась, хотя по словам Адлера они втроём даже что-то записали и вернулись к прежней форме.
Окрылённый своими творческими порывами Эксл вскоре заявил прессе, что группа вместе с продюсером Майком Клинком начали работу над новой пластинкой и у них в работе более трёх десятков песен, но на деле всё было куда плачевней. Каждый из участников пребывал в своём личном аду.
Активность группы возобновилась к октябрю 1989 года, когда они должны были дать четыре концерта для разогрева The Rolling Stones в их турне Steel Wheels. Эксл наблюдал за одним из саундчеков Stones и решил перенять у старших товарищей идею о расширении состава. К тому момент Stones давно уже не были группой из пяти человек, на сцене было человек пятнадцать, включая клавишников, духовую секцию и бэк-вокалистов. Шоу на разогреве у величайшей рок-группы планеты восстановили, пусть и не сразу, концертную форму коллектива, но человеческие отношения между участниками всё ещё были натянутыми.
Эксл каждый месяц угрожал уйти, либо выгнать Слэша или Адлера, поскольку те не могут завязать с наркотиками. Угрозы Эксла к тому времени уже стали притчей во языцех, и никто не мог предположить, что они воплотятся в реальность, но, как оказалось, шоу отыгранное в Индиане в апреле 1990 года стало последним для Стивена Адлера, о чём Эксл завил со сцены, но до этого события музыканты ещё успели поработать в студии.
В январе 1990 года группа собралась в студии всем составом. Иззи принёс Dust N' Bones, Double Talkin' Jive и Pretty Tied Up. Из закромов была извлечена You Could Be Mine, также в наличии были баллады Эксла и его же хулиганская Back Off Bitch.
Всё налаживалось, Слэш наконец начал преодолевать свою наркозависимость, но Стивен Адлер был не в лучшей форме. Вместе с группой ему удалось записать одну новую песни Civil War, после чего Адлер был отправлен а в реабилитационный центр.
Пока Адлер лечился, группа пробовала работать с другими барабанщиками. Самое долгое сотрудничество состоялось с Мартином Чемберсом, но он не сошёлся характерами с музыкантами и вскоре ушёл. А с кем отношения сложились сразу так это с Дареном Ридом, которого пригласили на должность клавишника.
Рид:
Они просто спасли мою хренову жизнь.
Новый же барабанщик был найден только к концу весны 1990 года, им оказался Мэтт Сорум, числившийся тогда в рядах группы The Cult. Сорум был счастлив перейти в Guns, особенно перед новым альбомом и турне, но его беспокоил наркотический имидж группы.
Я думал, что попаду в опиумный притон
вспоминал Сорум, но к тому времени Адлер уже был уволен (хотя ещё не официально), а Слэш полностью чист.
Первой ласточкой нового релиза стала вышедшая на саундтреке к фильму «Дни грома» в июне 1990 года, композиция Knockin' on Heaven's Door, кавер песни Боба Дилана 1973 года. Тем же летом на сборнике Nobody’s Child: The Romain Angel Appeal появилась Civil War. К октябрю 1990 было готово более 20 треков, и их было решено передать на сведение Бобу Клирмаунтину, звукорежиссёру, работавшему с Roxy Music, Дэвидом Боуи и другими, но в студийной работе тогда царила неопределённость.
Клирмаунтин сводил треки без участия группы, в итоге Слэш и Эксл разошлись во мнениях, то что нравилось Слэшу отвергал Эксл и наоборот, но оба были согласны, что миксы Боба слишком «приглажены». Экс заявлял, что хочет избавиться от наследия дебютника и создать что-то новое. Студия предложила воспользоваться услугами Билла Прайса, работавшего с Sex Pistols, The Clash. В качестве пробы Билл свёл Right next door to hell и был нанят. Но смена звукорежиссёра не наладила климат в коллективе.
Слэш:
Нас невозможно было собрать в одной комнате.
Каждый из музыкантов видел новый релиз по-своему: Иззи был сторонником сырых и жёстких композиций, Слэш был не столь категоричен, но тягу Эксла к помпезности не разделял:
Теперь у нас было пианино, оркестр, бэк-вокалисты и прочая фигня, которая нам как группе не особо требовалась, но Эксл хотел этого и добился.
Даже Мэтт Сорум, находившийся в то время ещё в статусе новичка, недоумевал:
Я собирался играть с крутой рок-группой, причём тут пианино???
К концу 1990 года у группы набралось 35 новых песен, только они никак не складывались в традиционный альбом в силу своей разнородности.
Слэш:
Можно сказать это была наша версия Белого альбома The Beatles, пусть и не настолько хорошая
Отказываться от каких-либо композиций музыканты не собирались и решили выпустить весь материал в виде четырёх дисков в одной коробке. Идее воспротивился лейбл, ссылаясь на дороговизну подобного релиза для фэнов, и решено было издать два отдельных диска, но выпустить их в один день.
Название альбому, по настоянию Эксла Роуза, дала иллюстрация Марка Костаби, основанная на картине Рафаэля Санти «Афинская школа», данная иллюстрация стала и обложкой альбома.
Лейбл Geffen рассчитывал выпустить пластинки весной 1991, но те сотрудники компании, которые принимали непосредственное участие в создании альбома заявили что это невозможно, поскольку каждой песне предстоит пройти процедуру согласования как минимум с тремя людьми: с менеджером группы, Слэшем и Экслом Роузом. Не смотря на затягивание сроков по выпуску, промокампания альбома уже началась.
Слэш:
Новая пластинка станет попыткой освободиться от неприятных мыслей, так что общий настрой будет мрачным.
В начале 1991 года Guns должны были возглавить фестиваль Rock in Rio-2 20 и 23 января. Эти концерты стали предтечей масштабного турне в поддержку Use Your Illusion, за два шоу публике были представлена часть треков с будущего релиза. На этом же выступлении Эксл Роуз проявил свой дурной характер, расстроившись из-за того, что зал недостаточно поддержал группу при исполнении Knockin' on Heaven's Door, сократил выступление и не вышел второй раз на бис. Подобные эксцессы будут преследовать группу постоянно. Также эти шоу стали боевым крещением для Мэтта Сорума и Диззи Рида, которые до этого никогда не выступали на стадионах, и крещение прошло успешно, особенно публику своей мощной игрой покорил Сорум.
Пока музыканты раскачивали стадионы, Билл Прайс корпел в студии над сведением материала.
Я провёл очень много времени в студии, пытаясь пробраться сквозь огромное количество материала» - рассказывает Прайс – «с музыкальной, технической и человеческой точек зрения Use Your Illusion самый сложный альбом, который я когда-либо делал.
Чтобы понять масштаб работ Прайса, достаточно привести перечень чернового материала, который был у него на руках при сведении November Rain:
- 24-канальная запись Майка Клина (ударные и бас)
- 24-канальная запись с вокалом
- 24-канальный дубликат с партиями гитар
- 48-канальный дубликат с вокалом и клавишными
Процесс шёл очень медленно. Geffen были недовольны затягиванием сроков, Эксл же в мае 1991 уволил менеджера группы Алана Нивена, поставив при этом ультиматум лейблу: или Нивен уходит или Use Your Illusion не будет закончен. Тогда же Guns начали съёмки клипа на композицию You Could be Mine, выбранной в качестве первого сингла.
Продолжение следует.