Guns'n'Roses Use Your Illusion I & II (часть 1)
Продолжаем историю об альбоме Use Your Illusion группы Guns'n'Roses.
24 мая 1991 года, несмотря на то, что альбом был сведён только на 2/3, началось турне в его поддержку. Помимо капризного поведения Роуза шоу группы опирались на спонтанность, чёткого трек-листа не было никогда, Эксл считал, что песни будут исполняться в зависимости от его настроения, чем держал в напряжении коллег по группе. Вместе с ними нервничал и лейбл. Американские радиостанции стали отказываться от классических рок-групп и занимали эфир новыми альтернативными веяниями, в частности гранжем, поэтому Use your illusion мог устареть ещё до своего выхода, но от нападок на группу из сдерживали миллионные предзаказы.
Летом у группы выдался недельный перерыв в турне, во время которого Эксл занимался шлифовкой вокальных партий. Для исполнения высоких партий он пригласил Шэннона Хуна, чей голос мы можем услышать на Don’t Cry, Live and Let Die, November Rain, The Garden и You Ain't The First.
Гром грянул 28 июля 1991 года, когда на концерте в Great Western Forum Эксл заявил: Мы закончили, мать вашу! объявляя о завершении работы над альбомом. Казалось бы, все могли выдохнуть, но группа ждала ещё одна неприятность, на этот раз из-за Иззи Стрэдлина.
К началу студийной работы на Use Your Illusion Иззи охладел к совместному творчеству. Он оставил группе свои демо-записи, самоустранился от съёмок в клипах и просто отрабатывал концерты. Ситуация вокруг группы казалось ему слишком напряжённой, его тянуло в первые деньки коллектива, когда всё было проще и душевней. В конце концов Экслу такое пассивное участие Стрэдлина надоело, но группа находилась в турне и начинать какие-либо кадровые перестановки было не рентабельно. Проблему Эксла разрешил сам Иззи, заявив, что уйдёт после окончания европейской части турне и выпуска альбома. Слэш пытался его отговорить, напоминая о больших деньгах, стадионах, славе и прочем, но Иззи в какой-то момент всё это стало не интересно. Эксл был очень зол. На вопрос об уходе Иззи он позже отвечал:
Лично я верю, что Иззи просто никогда не хотел такой популярности. У нас была ответственность, с которой он не желал связываться.
Европейское турне закончилось 31 августа, а до начала следующего этапа было три месяца. За это время группа провела последнюю фотосессию и начала прослушивание новых гитаристов, храня информацию об уходе гитариста в тайне. Между громким заявлением Эксла о завершении работы и фактическим выходом альбома прошло почти 2 месяца. Обе части Use Your Illusion поступили в продажу в полночь 21 сентября 1991 года.
Теперь попробуем разобраться что же за зверь такой был выдан на суд слушателей.
30 песен, более 2,5 часов звучания, на таких просторах можно развернуться и сыграть всё что угодно. На деле все песни обеих частей альбома можно условно разделить на несколько категорий. Но давайте по порядку.
"Right Next Door to Hell" Начало быстрое, мощное и малость безалаберное, чем и хорошо. В стилистике Appetite of Distruction.
"Dust N' Bones" Блюзовая тема в среднем темпе, появляются партии клавишных, а Слэш, почти как всегда, радует отличной сольной партией.
"Live and Let Die" Первая кавер-версия на двойнике и, по словам Эксла, один из стержней концертных шоу группы. Упёртым фанатам группы Wings версия Guns покажется слишком помпезной, что не лишено основания.
"Don't Cry" (Original version) Первая баллада и хит на все времена, расширивший аудиторию группы за счёт девочек-подростков. Иззи и Эксл постарались на славу, а бэк-вокал Шэннона Куна украсил композицию, в которой всё хорошо, кроме последних нескольких секунд, но это уже придирки.
"Perfect Crime" Короткий и дерзкий боевик, напоминающих об одном из столпов, на которых выросли Guns – панк-роке.
"You Ain't the First" В противовес предыдущей песне получаем акустический трек от Иззи, тяготеющий на этот раз к блюзовым корням.
"Bad Obsession" Подобные композиции у меня всегда ассоциируются с питейными заведениями. Губная гармошка, хонки-тонк пианино плюс немного виски и получаем отличный блюз.
"Back Off Bitch" Хулиганство в стилистике дебютного альбома. Бодро, но зачем?
"Double Talkin' Jive" Ещё один трек с задорным ритмом, но в добавок с обилием нецензурной лексики. Гитары великолепны, а бас Даффа держит всю песню в чёткой ритмической структуре, но песня выглядит незаконченной, а к чему этот акустический придаток в конце вовсе не ясно. Может как интро к следующей песне?
"November Rain" Ещё одна бессмертная композиция, котирующаяся даже на радиостанциях для любителей поп-музыки. Оркестр, рояль, пафос, возвышенность разрушаемые гитарой Слэша. Всё здорово, только порой кажется затянутым. Бенефис Эксла удался.
"The Garden". У меня возникают стойкие ассоциации с южным-роком. Прерии, порывы сухого ветра, лента уходящей за горизонт дороги.
"Garden of Eden". Вновь панк-боевик с Экслом выплёвывающим слова со скоростью пулемёта.
"Don't Damn Me" Среднетемповый трек, который помнишь только в те пять минут, которые он длится.
"Bad Apples" Фанковые нотки, салунный рояль. Сильный трек, реабилитирующий группу после пары невнятных песен.
"Dead Horse" Nirvana? Ой, показалось. Не переходи акустическая часть в электрическую всё было бы куда интересней.
"Coma" Великолепие, ради которого пластинку стоит послушать ещё раз. Самый длинный трек из 30, но пролетает он очень быстро, а ведущий рифф засядет в голове ещё надолго. И как хорошо, что Эксл после года мучений всё же написал текст к этому треку, иначе Use Your Illusion лишился бы одной из своих главных жемчужин.
"Civil War" В отличие от первой части вторая начинается с громоподобного и тяжеловесного монстра, чья поступь претворяется акустической партией. Композиция настраивает на мрачный лад второй части Use Your Illusion.
"14 Years" Немного неряшливый салунный трек. Спасибо Иззи.
"Yesterdays" Вновь среднетемповый, но на этот раз достаточно скучный трек.
"Knockin' on Heaven's Door" Второй и последний кавер. Тихая баллада Боба Дилана превратилась в распевный гимн и стала хитом.
"Get in the Ring" Привет первой части альбома, если бы ещё лирика Роуза не пестрила матерщиной (аукнется ему это), то слушать было бы куда приятней.
"Shotgun Blues" Панк-рок, только скучноватый, но на фоне затишья первых композиций в спайке с "Get in the Ring" бодрит как обливание холодной водой.
"Breakdown" Группа возвращается к продолжительным трекам с клавишами и распевками. Звучит на удивление свежо, особенно на фоне "Yesterdays".
"Pretty Tied Up" Украшательство в виде ситара появляется только в начале композиции, дальше ведут гитары. А жаль.
"Locomotive" Очередной продолжительный трек, которые у группы получаются через раз. И этот, увы, не удался. Не могу сказать, что он плохой, но затянут без меры и выход на клавишную коду на восьмой минуте хронометража не спасает.
"So Fine" Отличная композиция от Даффа с ведущими балладными клавишными и бодрой серединой. Кратко и не сопливо.
"Estranged" Второй по длине трек с диологии. "Coma" не преодолена, но у "Estranged" свои прекрасности. Он спокойный, насыщен аранжировками, и выстроен так, что не даёт слушателю заскучать. Наряду с "Coma" один из лучших образцов из творческого наследия коллектива.
"You Could Be Mine" Хард-н-хэви боевик, известный тем, что стал саундтреком к фильму Терминатор-2, но, увы, кроме этого ничем не примечательный.
"Don't Cry" (Alternate lyrics) Композиция с первой части, но с другой лирикой, идеально завершающая диологию, если бы не
"My World", являющаяся сущей ерундой.
Вот такая картина получилась у меня. Из всего сказанного могу сделать вывод, что обе части релиза совершенно не выстраиваются в какой-то единый альбом, это просто сборник песен. Не более. И в этом сборник есть великолепные песни, есть отличные песни, но есть и вовсе ненужные. Думаю у многих фанатов до сих пор возникает мысль: «А можно ли из двух частей альбома собрать один, но такой чтобы утереть нос всем?». Наверное нет, поскольку оставить хочется куда больше треков, чем исключить. Но раз уж мы получили этот набор из 30 песен, то вольны выбирать какие из них слушать.
В преддверии второй части тура Эксл решил сменить концепцию группы и перенести звук альбомов на стадионы. Он мечтал о таком же коллективе, как у Мика Джаггера: пять основных участников, духовые, клавишные, бэк-вокалисты. Но прежде, чем заняться этим, нужно было найти гитариста. Слэш пригласил двадцатидевятилетнего Гилби Кларка, которого знал ещё до создания Guns, но в отличие от Сорума, Кларк ходил на прослушивания целую неделю, ожидая вердикта. Слэш настаивал на его кандидатуре, а Эксл выступал за Дэйва Наварро, но у Наварро тогда были проблемы с наркотиками, в результате от его услуг группа отказалась.
Для исполнения партий бэк-вокала, партий на губной гармошке и тамбурине Слэшем был приглашён Теодор Андреадис, а Эксл нанял женское духовое трио 976 Horns и трио бэк-вокалисток.
5 декабря группа продолжила тур, а Гилби Кларк дебютировал на большой сцене, оставив приятное впечатление, как у музыкантов, так и у зрителей. Во время европейской части тура Guns столкнулись с отрицательными отзывами в прессе, но последние были вызваны не плохими концертами, а оскорблениями Эксла в композиции Get in the Ring. В результате такие авторитетные издания, как Melody Maker, NME и Kerrang! нарекали их навевающими тоску музыкальными отбросами, ещё одной стадионной группой, напоминающей откормленных индеек, группой, имеющей от силы три приличные песни и т.д. Большая часть этих выводов не соответствовала действительности, и нацелена было скорее на самого Эксла, чем на весь коллектив.
Но негативные отзывы не влияли на посещаемость концертов, и Эксл Роуз, вновь руководствуясь примером The Rolling Stones, решил устроить интернациональный концерт. В этих целях был привлечён канал HBO, городом выбран Париж, а в качестве гостей приглашены Стивен Тайлер, Джо Перри, Ленни Кравитц и Джефф Бэк (последний вскоре отказался). Не смотря на удачное шоу, Эксл слёг с нервным истощением и следующий концерт пришлось отменить. Оставшиеся концерты европейской части тура шли по привычному сценарию: задержка на два-три часа, капризы Эксла из-за любой мелочи (от лужи воды на сцене до слабой реакции поклонников).
Турне продолжалось до конца 1992 года. К тому моменту весь коллектив был уставшим, но промоутеры, поняв, что спрос на самую популярную в мире группу не падает, продлили турне до июля 1993 года (а после и до конца года), задав таким образом рекордную планку для гастрольных турне. После посещения Японии, Австралии и Новой Зеландии Guns’n’Roses решил вернуться к первоначальной комплектации коллектива, избавились от бэк-вокалистов и духовиков. Тогда же в программу был добавлен акустический блок из песен с альбома G’N’R Lies.
Некоторое время всё шло хорошо, но группу ждало очередное испытание, Гилби Кларк сломал запястье катаясь на мотоцикле и под угрозой оказались несколько шоу, которые до этого уже неоднократно переносились. Тогда Эксл пошёл на беспрецедентный для себя шаг, решил пригласить Иззи и что ещё более удивительно – последний согласился, но только на 4 шоу, о полноценном возвращении в ряды группы речи не шло.
Эпопея Use Your Illusion завершилась 17.07.1993 в Буэнос-Айресе, и музыканты вернулись практически к тому же эмоциональному состоянию, что и в 1989.
Кларк:
Никто не хотел возвращаться домой, мы надеялись, что это никогда не закончится.
Тогда же закончилась группа Guns’n’Roses. После был альбом кавер-версий, сольный проект Даффа, суд с Адлером об авторских отчислениях, скандалы, размолвки, воссоединения и расставания, но Guns’n’Roses уже никогда не были самой главной рок-группой в мире. Может быть сейчас, когда музыканты в лице Эксла, Слэша, Даффа и иногда примыкающего к ним Стивена Адлера играют на одной сцене мы получим ещё один релиз от тех самых Guns’n’Roses, кто знает….