После SEX PISTOLS вторыми классиками британского панк-рока обычно называют группу The CLASH («Столкновение»). И если для СЕКСУАЛЬНЫХ ПИСТОЛЕТОВ главной идеей было просто нигилистическое ниспровержение музыкальных ценностей и социальных институтов, то The CLASH оказались более целенаправленными и политически ангажированными.
Музыканты позиционировали себя «левыми» и проявляли принципиальность даже в отношении коллег. Когда на одном концерте-«солянке», музыканты увидели, как их панк-коллега Сьюзи Сью цепляет на руку повязку со свастикой, то тут же отказали её группе в аппаратуре.
Джо Страммер:
«Я думаю, что люди должны знать, что мы — против фашизма, мы — против насилия, мы — против расизма и мы — за творчество. Мы — против невежества».
Интересно, что у одного из лидеров The CLASH — Джо Страммера — вроде бы не было причин жаловаться на жизнь. Он родился аж в Турции — в хорошо обеспеченной семье британского дипломата. Однако жить в своём уютном благоустроенном мирке не захотел.
Джо Страммер:
«Я глядел из окна дорогого бара (люди, окружавшие меня, старались в окна не глядеть) и видел другую жизнь: отчаяние, бессилие и пустоту».
Идейность The CLASH заходила порой так далеко, что приносила группе убытки. Так музыканты занижали цены на билеты и пластинки – ведь они адресовали свой посыл отнюдь не зажиточным слоям населения. Двойной альбом 1979 года «London Calling» стоил, как одинарный, а следующий — тройной! — «Sandinista!», как двойной (не лишним будет напомнить, что сандинисты — это никарагуанские революционеры).
Именно «London Calling» стал самым знаменитым альбомом группы (хотя как альбом я больше люблю предыдущий дебютник), а одноименный минорный панк-марш авторства Страммера и Мика Джонса — «визитной карточкой». Надо сказать, не самой характерной для стиля The CLASH, ведь большинство песен у них написано в оптимистическом мажоре.
«London Calling» звучал, как грозный апокалиптический призыв в духе «Мир дошёл до ручки! Выходите! Сейчас начнётся…». Во время исполнения Страммер даже имитирует петушиный крик – в данном случае, предупреждающий сигнал об опасности.
Название песни — «Вызывает Лондон» — пришло с времён Второй Мировой войны. Именно этой фразой радио BBC начинало трансляцию на оккупированные территории.
Лондон вызывает далёкие города,
Война уже объявлена и битва начнётся…
Лондон вызывает подземелья и подполья,
Вылезайте из шкафов, мальчики и девочки.
«Липовая» битломания обратилась в пыль,
Мы ничего не получили,
Кроме колец полицейских дубинок…
Дальше — больше. Страммер поёт о грядущем ледниковом периоде, глобальном потеплении и «атомной ошибке»… Сам певец признавался, что текст родился под впечатлением от газетных новостей, которые он долго «переводил» на язык поэзии.
Например, «атомная ошибка» — это катастрофа на ядерном реакторе АЭС Три-Майл Айленд в американском штате Пенсильвания, произошедшая задолго до Чернобыля в марте 1979 года.
Тогда же газеты писали и о том, что в случае большого наводнения Темза выйдет из берегов и затопит всю центральную часть Лондона. Отсюда и строчка «Лондон тонет — а я живу на берегу реки». На самом деле, Страммер жил в высотке, которой наводнение точно не грозило. Зато в другой строчке — о парне «с желтоватыми глазами» — многие усмотрели тонкий намёк на заболевании певца гепатитом.
Дольше всех исследователей мучила последняя строчка — «Я никогда не чувствовал себя так, будто…» — которая обрывается эхом вместе с музыкой на фоне затухающих сигналов «SOS» азбукой Морзе. На одном из живых концертов Страммер всё-таки строчку допел: «Я никогда не чувствовал себя так, будто пою блюз» (напомним, что blues — ещё и тоска).
В общем, несмотря на кажущуюся простоту, песня вышла шикарной и будоражащей (кое-кто считает, что из неё выросла композиция Виктора Цоя «Троллейбус»).
«London Calling» была издана в ноябре 1979 года и стала самым успешным синглом группы (№11 в Британии). Одноименный альбом, на обложке которого Пол Симонон эффектно разбивал бас-гитару, вышел через месяц и стал №9 в Британии и №27 в США.
Впоследствии «London Calling» вместе с «Complete Control» войдут в список 500 величайших песен по версии журнала «Rolling Stone».
Ну, а на церемонии «Grammy Awards» 2003 года можно было увидеть и услышать этот хит в исполнении целого сонма музыкантов: Элвиса Костелло, Брюса Спригстина, Стивена Ван Зандта (которым многим известен, как актёр из сериала "Клан Сопрано") и Дэйва Грола. Выступление было посвящено памяти Джо Страммера, который умер 22 декабря 2002 года...
Самое же забавное исполнение «London Calling» принадлежит французской ска-группе BABYLON CIRCUS.
А вот акустическая версия от дуэта Smith & Myers.
Ну, и, напоследок, самая неожиданный электронный кавер от девчонок из LITTLE JINDER. Так можно только привидений из английских замков вызывать...:)
***
Если вам понравилась эта статья, и вы не хотите пропустить новые, подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, делитесь своими впечатлениями...
Автор: Сергей Курий