Найти тему
Жизнь в движении

Наследие СССР: «Кладбище» поездов, где застыло время или музей ржавых локомотивов под открытым небом?

Музеи техники бывают разные. Частные и государственные, большие и малые, похожие на роскошный ангар коллекционера или напоминающие самое настоящее «кладбище» техники. Но обо всём по порядку.

Электровоз ЧС3-81
Электровоз ЧС3-81

За последний год я побывал во многих технических музеях страны, но самое удручающее впечатление на меня произвело посещение одной из площадок Центрального Музея Железнодорожного Транспорта (ЦМЖТ) в часе езды от Питера.

Электровоз ВЛ22-179. Локомотивы выпускались на Коломенском паровозостроительном заводе в 1938 - 1941 г.
Электровоз ВЛ22-179. Локомотивы выпускались на Коломенском паровозостроительном заводе в 1938 - 1941 г.

Перед тем как продолжить, немного истории.

ЦМЖТ считается одним из старейших государственных технических музеев страны. Основан он был в 1813 году и многие годы находился под "крылом" Министерства Путей Сообщения, а с 2004 года находится в структурах Росжелдора - материнской компании РЖД.

Американский Тепловоз  Да-031
Американский Тепловоз Да-031

Оно и не удивительно, ведь вся основная тематика музея посвящена двухсотлетней истории развития железных дорог в России.

Основная экспозиция музея расположена в центре Питера и там представлены разнообразные и многочисленные модели и экспонаты, имеющие отношение к железным дорогам страны.

Паровоз Э-918 1913г.
Паровоз Э-918 1913г.

Макеты мостов, модели подвижного парка, станционное и техническое оборудование как в натуре, так и в миниатюре и многое другое.

Сейчас в запасниках музея ЦМЖТ находится свыше 70 тысяч разнообразных экспонатов, но самые главные и любопытные– локомотивы, паровозы и некоторый подвижной состав, находятся не в Питере, а в Ленинградской области на станции Лебяжье.

Панорама на Лебяжье
Панорама на Лебяжье

Здесь расположена одна из фондовых площадок музей под странным названием «Пионерский парк». Не спрашивайте откуда такое название, но так исторически сложилось.

"Запасник" в Лебяжьем начинался много лет назад как база запаса поездов в Зеленогорске. Режимный объект МПС со всеми соответствующими атрибутами.

Электровоз ЧС2-165
Электровоз ЧС2-165

По всей стране сотрудники музея собирали в одном месте списанные или находящиеся в аварийном состоянии локомотивы. И многие поезда уже тогда требовали реставрации или капитального ремонта, настолько плачевное состояние у них было.

-7

Но посетителям музея эту базу запаса посетить было нельзя. Так и хранились (или гнили) скрытыми от посторонних глаз десятки локомотивов.

Позднее базу запаса перенесли на станцию Лебяжье, а после того как передали ЦМЖТ запасник получил название фондовой площадки "Пионерский парк“.

-8

Сейчас в Лебяжьем под открытым небом оказалась шикарная коллекция железнодорожной техники трех больших эпох: дореволюционной, советской довоенной и послевоенной.

В коллекции, которая насчитывает более 50 единиц техники представлены паровозы, тепловозы, электровозы и даже дизель - поезд начальника октябрьской дороги.

Паровоз П36 - "генерал". Советский магистральный пассажирский паровоз, выпускавшийся Коломенским заводом в 1950 - 1956 г.
Паровоз П36 - "генерал". Советский магистральный пассажирский паровоз, выпускавшийся Коломенским заводом в 1950 - 1956 г.

Сейчас попасть на площадку может любой желающий, но только в составе организованной экскурсии с гидом. Погулять самостоятельно и детально изучить каждый экспонат у вас не получится. Это всё такой же режимный объект структур РЖД.

-10

Экскурсии проводятся в теплое время года с мая по октябрь в формате часовой прогулки и открытого урока по устройству и принципу работы паровозов. Экскурсовод с удовольствием отвечает на вопросы посетителей об истории каждого локомотива - экспоната на площадке.

-11

Стоимость посещения площадки -400 рублей для взрослых и 200 рублей за возможность фото и видео - съемки.

Но часа здесь откровенно мало, большинство экспонатов буквально "пробегается" и осматривается мельком, а хочется уделить каждому локомотиву внимание. Прикоснуться к "спящей" машине, ощутить всю её мощь и представить как она трудилась на поездной работе.

-12

Друзья, и правда, посмотреть здесь есть на что!

Самый старый экспонат базы - дореволюционный паровоз серии Э - 918 1913 года выпуска.

Тепловоз М62 -1829 - "ракетовоз". Эти конфигурации "машек" возили ядерные поезда СССР
Тепловоз М62 -1829 - "ракетовоз". Эти конфигурации "машек" возили ядерные поезда СССР

Есть и один из первых тепловозов в СССР - американский локомотив Да20-031 1944 года выпуска и поставленный в СССР по лэнд-лизу. Этот тепловоз доставил поезд И.В. Сталина на Постадмскую конференцию 1945 года.

Д720-3 - поезд начальника октябрьской дороги.
Д720-3 - поезд начальника октябрьской дороги.

Сначала поезд вышел под паром, а потом его заменили на американский тепловоз и в Постам поезд пришел на тепловозной тяге. Это был толчок к дальнейшей замене паровозов на тепловозы.

Или вот еще интересный экземпляр - советский тепловоз М62 -1829. Его называли "ракетовозом" и такие локомотивы возили "ядерные" поезда РВСН по необъятным просторам СССР.

2ТЭ10Л. Локомотивы выпускались на Луганском тепловозостроительном заводе с 1961 по 1977 годы.
2ТЭ10Л. Локомотивы выпускались на Луганском тепловозостроительном заводе с 1961 по 1977 годы.

Отличительная особенность таких "машек" - квадратные фары и черный номер. У обычных "машек" фары круглые, а номер красные. Такие тоже есть на фондовой площадке.

Прогуливаемся среди экспонатов дальше, один из первых советских тепловозов серии ТЭ2, который производился с 1948 по 1955 годы.

-16

Чуть дальше стоит дизель-поезд Д720-3. Он трудился долгие годы в качестве личного поезда начальника Октябрьской железной дороги для служебных командировок по вверенному хозяйству.

Отдельно надо сказать об электровозах - рад, что удалось увидеть редкий ВЛ-22 и уже давно пропавшие с наших дорог локомотивы ЧС-2 и ЧС-3. Помню как в детстве ездил на пассажирских поездах под этими локомотивами.

Пассажирский тепловоз ТЭП-60
Пассажирский тепловоз ТЭП-60

Если говорить о паровозах, то здесь можно увидеть и серию Су206-56 (1935 год), и даже СОм17-515 (1937 год), не говоря уже о настоящем пассажирском советском паровозе - "генерале" П36-249 (1956 года)

-18

А вот серии О - "овечки" здесь не найти.

Теперь о грустном - большая часть экспонатов уже не на "ходу" и в ужасном техническом состоянии.

Паровозы большей часть уже гнилые и намертво заржавевшие. Через некоторые экземпляры прорастает даже трава.

-19

Тоже самое можно сказать и про электровозы. Облезшая и облупившаяся краска, коррозия и непрезентабельный вид.

Учитывая, что техника находится почти на берегу Финского залива с влажным соленым воздухом, без должной обработки и ухода - всё это стремительно будет продолжать ржаветь и разрушаться.

-20

Прогуливаясь между стареньких локомотивов я часто ловил себя на мысли, что хожу не по музею, а по настоящему "кладбищу" техники.

Странно, что музей под таким патронажем не может себе позволить себе позволить привести в порядок эту раритетную музейную технику. Некоторые локомотивы покрашены, конечно, но большая часть экспонатов выглядит просто ржавым металлоломом.

Тепловоз ТЭ2-066
Тепловоз ТЭ2-066

А по хорошему, для этих железнодорожных "пенсионеров" надо сделать большой ангар и оградить их от влияния окружающей среды.

С воздуха вся фондовая площадка представляет собой ржаво-коричневое пятно локомотивов и как-то грустно всё это наблюдать.

Закономерный вопрос, почему частные музеи Задорожного в Москве и УГМК в Верхней Пышме могут ухаживать и сохранять технику, а государственные при поддержке госкорпораций нет?

Риторический вопрос...

-22

Но в любом случае, если вы неравнодушны к технике, то очень рекомендую посетить этот музей. Даже если вы невероятно далеки от железных дорог, вам понравится этот музей - кладбище. И берите детей, они будут в большом восторге!

Это наша жизнь и наша история.