Музеи техники бывают разные. Частные и государственные, большие и малые, похожие на роскошный ангар коллекционера или напоминающие самое настоящее «кладбище» техники. Но обо всём по порядку.
За последний год я побывал во многих технических музеях страны, но самое удручающее впечатление на меня произвело посещение одной из площадок Центрального Музея Железнодорожного Транспорта (ЦМЖТ) в часе езды от Питера.
Перед тем как продолжить, немного истории.
ЦМЖТ считается одним из старейших государственных технических музеев страны. Основан он был в 1813 году и многие годы находился под "крылом" Министерства Путей Сообщения, а с 2004 года находится в структурах Росжелдора - материнской компании РЖД.
Оно и не удивительно, ведь вся основная тематика музея посвящена двухсотлетней истории развития железных дорог в России.
Основная экспозиция музея расположена в центре Питера и там представлены разнообразные и многочисленные модели и экспонаты, имеющие отношение к железным дорогам страны.
Макеты мостов, модели подвижного парка, станционное и техническое оборудование как в натуре, так и в миниатюре и многое другое.
Сейчас в запасниках музея ЦМЖТ находится свыше 70 тысяч разнообразных экспонатов, но самые главные и любопытные– локомотивы, паровозы и некоторый подвижной состав, находятся не в Питере, а в Ленинградской области на станции Лебяжье.
Здесь расположена одна из фондовых площадок музей под странным названием «Пионерский парк». Не спрашивайте откуда такое название, но так исторически сложилось.
"Запасник" в Лебяжьем начинался много лет назад как база запаса поездов в Зеленогорске. Режимный объект МПС со всеми соответствующими атрибутами.
По всей стране сотрудники музея собирали в одном месте списанные или находящиеся в аварийном состоянии локомотивы. И многие поезда уже тогда требовали реставрации или капитального ремонта, настолько плачевное состояние у них было.
Но посетителям музея эту базу запаса посетить было нельзя. Так и хранились (или гнили) скрытыми от посторонних глаз десятки локомотивов.
Позднее базу запаса перенесли на станцию Лебяжье, а после того как передали ЦМЖТ запасник получил название фондовой площадки "Пионерский парк“.
Сейчас в Лебяжьем под открытым небом оказалась шикарная коллекция железнодорожной техники трех больших эпох: дореволюционной, советской довоенной и послевоенной.
В коллекции, которая насчитывает более 50 единиц техники представлены паровозы, тепловозы, электровозы и даже дизель - поезд начальника октябрьской дороги.
Сейчас попасть на площадку может любой желающий, но только в составе организованной экскурсии с гидом. Погулять самостоятельно и детально изучить каждый экспонат у вас не получится. Это всё такой же режимный объект структур РЖД.
Экскурсии проводятся в теплое время года с мая по октябрь в формате часовой прогулки и открытого урока по устройству и принципу работы паровозов. Экскурсовод с удовольствием отвечает на вопросы посетителей об истории каждого локомотива - экспоната на площадке.
Стоимость посещения площадки -400 рублей для взрослых и 200 рублей за возможность фото и видео - съемки.
Но часа здесь откровенно мало, большинство экспонатов буквально "пробегается" и осматривается мельком, а хочется уделить каждому локомотиву внимание. Прикоснуться к "спящей" машине, ощутить всю её мощь и представить как она трудилась на поездной работе.
Друзья, и правда, посмотреть здесь есть на что!
Самый старый экспонат базы - дореволюционный паровоз серии Э - 918 1913 года выпуска.
Есть и один из первых тепловозов в СССР - американский локомотив Да20-031 1944 года выпуска и поставленный в СССР по лэнд-лизу. Этот тепловоз доставил поезд И.В. Сталина на Постадмскую конференцию 1945 года.
Сначала поезд вышел под паром, а потом его заменили на американский тепловоз и в Постам поезд пришел на тепловозной тяге. Это был толчок к дальнейшей замене паровозов на тепловозы.
Или вот еще интересный экземпляр - советский тепловоз М62 -1829. Его называли "ракетовозом" и такие локомотивы возили "ядерные" поезда РВСН по необъятным просторам СССР.
Отличительная особенность таких "машек" - квадратные фары и черный номер. У обычных "машек" фары круглые, а номер красные. Такие тоже есть на фондовой площадке.
Прогуливаемся среди экспонатов дальше, один из первых советских тепловозов серии ТЭ2, который производился с 1948 по 1955 годы.
Чуть дальше стоит дизель-поезд Д720-3. Он трудился долгие годы в качестве личного поезда начальника Октябрьской железной дороги для служебных командировок по вверенному хозяйству.
Отдельно надо сказать об электровозах - рад, что удалось увидеть редкий ВЛ-22 и уже давно пропавшие с наших дорог локомотивы ЧС-2 и ЧС-3. Помню как в детстве ездил на пассажирских поездах под этими локомотивами.
Если говорить о паровозах, то здесь можно увидеть и серию Су206-56 (1935 год), и даже СОм17-515 (1937 год), не говоря уже о настоящем пассажирском советском паровозе - "генерале" П36-249 (1956 года)
А вот серии О - "овечки" здесь не найти.
Теперь о грустном - большая часть экспонатов уже не на "ходу" и в ужасном техническом состоянии.
Паровозы большей часть уже гнилые и намертво заржавевшие. Через некоторые экземпляры прорастает даже трава.
Тоже самое можно сказать и про электровозы. Облезшая и облупившаяся краска, коррозия и непрезентабельный вид.
Учитывая, что техника находится почти на берегу Финского залива с влажным соленым воздухом, без должной обработки и ухода - всё это стремительно будет продолжать ржаветь и разрушаться.
Прогуливаясь между стареньких локомотивов я часто ловил себя на мысли, что хожу не по музею, а по настоящему "кладбищу" техники.
Странно, что музей под таким патронажем не может себе позволить себе позволить привести в порядок эту раритетную музейную технику. Некоторые локомотивы покрашены, конечно, но большая часть экспонатов выглядит просто ржавым металлоломом.
А по хорошему, для этих железнодорожных "пенсионеров" надо сделать большой ангар и оградить их от влияния окружающей среды.
С воздуха вся фондовая площадка представляет собой ржаво-коричневое пятно локомотивов и как-то грустно всё это наблюдать.
Закономерный вопрос, почему частные музеи Задорожного в Москве и УГМК в Верхней Пышме могут ухаживать и сохранять технику, а государственные при поддержке госкорпораций нет?
Риторический вопрос...
Но в любом случае, если вы неравнодушны к технике, то очень рекомендую посетить этот музей. Даже если вы невероятно далеки от железных дорог, вам понравится этот музей - кладбище. И берите детей, они будут в большом восторге!
Это наша жизнь и наша история.