Найти тему

Авиация Швейцарии во Второй Мировой войне

Авиация Швейцарии хоть и совсем невелика, но вполне заслуживает отдельной статьи.

К началу Второй Мировой войны швейцарские военно-воздушные силы состояли из трёх авиационных полков (Fliegerregimenter). В каждом было от двух до трех авиационных батальонов (Fliegerabteilung), по три авиационные роты (Fliegerkompanien) в каждом.

В 1-м полку три, в остальных по два дивизиона. Всего 21 эскадрилья. Нумерация шла по порядку, то есть в первом полку 1-3-й дивизионы, во 2-м 4-5-й, в 1-м дивизионе 1-3-я роты и так далее. Как я понимаю, принципиально структура не менялась, менялись лишь самолёты. На вооружении было лишь два типа боевых машин: истребитель и многоцелевой разведчик-штурмовик. В роли последнего выступали и устаревшие истребители. Надо заметить, что в Швейцарии создавали свои неплохие самолёты, хотя активно использовали иностранные образцы, построенные по лицензии.

К началу Второй Мировой войны на вооружении ещё оставались французские истребители Dewoitine D.27, которые переводились на роль самолётов поддержки сухопутных войск. В мае 1940 года они были на вооружении трёх рот, из 54 «Девуатинов» в строю находилось 34.

Одноместный истребитель Dewoitine D.27. Скорость —  312 км/час, дальность полёта —  425 км, потолок — 8300 м, вооружение — два пулемёта.
Одноместный истребитель Dewoitine D.27. Скорость — 312 км/час, дальность полёта — 425 км, потолок — 8300 м, вооружение — два пулемёта.

Однако на замену им пришли новые машины, в первую очередь немецкие Messerschmitt Bf.109. По модификациям это были 10 Bf.109D-1, 30 Bf.109E-1 и 50 Bf.109E-3, все куплены в 1939 году. В мае 1940 года было шесть рот, укомплектованных «мессерами», в которых 58 самолётов из 86 имевшихся. В 1942 году швейцарская авиация пополнилась парой Bf.109F-4, совершивших вынужденную посадку на швейцарской территории. Немцам их не вернули и забрали себе. В 1944 году Швейцария получила от немцев 14 Bf.109G-6, взамен на то, что уничтожила севший на её территории ночной истребитель Bf.110G с секретной радиолокационной аппаратурой.

Messerschmitt Bf.109E-3 швейцарской армии.
Messerschmitt Bf.109E-3 швейцарской армии.

Но в целом отношения между Третьим Рейхом и Швейцарией в 1940 году сильно испортились, потому ставка была сделана дальше уже не на немецкие самолёты.

С 1940 года строились истребители EKW D-3801, представлявших собой лицензионную версию французского истребителя Morane-Saulnier MS.406. Самолёт, к тому времени был не ахти какой новый. Хотя оставался на вооружении аж до 1957 года. Всего построили 80 истребителей, плюс два купленных во Франции. В мае 1940 года было шесть рот с этими истребителями, всего 34 самолёта из 44 имевшихся.

Одноместный истребитель EKW D-3801. Скорость —  432 км/час, дальность полёта —  920 км, потолок — 10000 м, вооружение — 20-мм пушка и два пулемёта.
Одноместный истребитель EKW D-3801. Скорость — 432 км/час, дальность полёта — 920 км, потолок — 10000 м, вооружение — 20-мм пушка и два пулемёта.

На смену в 1941 году с 1942 года разрабатывался истребитель EKW D-3802, построенный аж в 207 экземплярах. Самолёт создавался в Швейцарии, но на основе документации французского истребителя Morane-Saulnier MS.450. Первые машины поступили на вооружение в 1944 году. Для того времени характеристики самолёты были уже не выдающиеся, но…

Одноместный истребитель EKW D-3802. Скорость — 629 км/час, дальность полёта — 650 км, вооружение — три 20-мм пушки.
Одноместный истребитель EKW D-3802. Скорость — 629 км/час, дальность полёта — 650 км, вооружение — три 20-мм пушки.

В качестве разведчика и ударного самолёта в Швейцарии к началу Второй Мировой войны состоял на вооружении самолёт EKW C.35, представлявший собой модернизированную версию голландского Fokker C.V. Строили их с 1935 года по 1937, всего изготовлено 88 самолётов. В строю к маю 1940 года было 56 EKW C.35 из 77 имевшихся, ими вооружены были шесть рот. Самолёт оставался на вооружении до конца войны.

Легкий разведчик-бомбардировщик EKW C.35. Экипаж — 2 человека, Скорость —  335 км/час, дальность полёта —  750 км, потолок — 8000 м, вооружение — 20-мм пушка и три пулемёта, до 100 кг бомб.
Легкий разведчик-бомбардировщик EKW C.35. Экипаж — 2 человека, Скорость — 335 км/час, дальность полёта — 750 км, потолок — 8000 м, вооружение — 20-мм пушка и три пулемёта, до 100 кг бомб.

На смену стареньким EKW C.35 был разработан новый штурмовик-разведчик. Первая версия С-3601 была готова ещё в ноябре 1938 года, по итогам испытаний был построен более совершенный С-3602. В 1940 году были закончены испытания и самолёт запущен в серию под названием EKW С-3603. С июля 1941 года и до конца войны был построен 141 самолёт, в 1947-48 годах ещё 8. В 1953-54 годах эти самолёты переделали в буксировщики мишеней. Служили они до 50-х годов, последние машины дожили до начала 80-х.

Штурмовик-разведчик EKW С-3603. Экипаж — 2 человека, Скорость —  476 км/час, дальность полёта —  680 км, потолок — 8700 м, вооружение — 20-мм пушка и четыре пулемёта, до 400 кг бомб.
Штурмовик-разведчик EKW С-3603. Экипаж — 2 человека, Скорость — 476 км/час, дальность полёта — 680 км, потолок — 8700 м, вооружение — 20-мм пушка и четыре пулемёта, до 400 кг бомб.

Самолёт считают во всех источниках полностью швейцарской разработкой. Меня немного смущает тот факт, что в числе чехословацких проектов 1936 года имелся ударный самолёт Avia A-320. Изображение доступное не ахти какое, но уж очень его внешний вид похож на швейцарский штурмовик. Или мне кажется?

Ударный самолёт Avia A-320
Ударный самолёт Avia A-320

В заключении скажу, что в авиации Швейцарии к началу Второй Мировой войны ещё сохранились совсем уж старые машины.

Например, разведчик Hafeli DH-5, который ещё применялся как буксировщик мишеней.

Разведчик Hafeli DH-5.
Разведчик Hafeli DH-5.

Несколько старых истребителей Dewoitine D.21, ещё использовались как ученые. Кстати, эти самолёты в Швейцарии строили не только для себя, но и шесть изготовили для Аргентины.

Истребитель Dewoitine D.21
Истребитель Dewoitine D.21

Это кстати, не единственный пример экспорта швейцарских самолётов. По заказу Боливии было построено три бомбардировщика Comte AC-3, которые, правда, в Латинскую Америку не попали, и в войне Чако участия не приняли.

Этим оригинальным самолётом я, пожалуй, и завершу обзор швейцарской авиации.

Бомбардировщик Comte AC-3
Бомбардировщик Comte AC-3

Все материалы, связанные с армиями, не принявшими участия во Второй Мировой войне, будут с тегом #НевоевавшиеАрмииВМВ.

... и маленькое объявление.

У меня вышла новая книга «Мифы и факты Великой Отечественной войны». Она не столько про мифы, сколько про реальные события. Книга существует только в электронном виде.

Я постарался поставить самую минимальную цену из тех, что позволяют магазины.

Рекомендую, надеюсь, будет интересно.

Посмотреть и приобрести можно тут.