Авиация Швейцарии хоть и совсем невелика, но вполне заслуживает отдельной статьи.
К началу Второй Мировой войны швейцарские военно-воздушные силы состояли из трёх авиационных полков (Fliegerregimenter). В каждом было от двух до трех авиационных батальонов (Fliegerabteilung), по три авиационные роты (Fliegerkompanien) в каждом.
В 1-м полку три, в остальных по два дивизиона. Всего 21 эскадрилья. Нумерация шла по порядку, то есть в первом полку 1-3-й дивизионы, во 2-м 4-5-й, в 1-м дивизионе 1-3-я роты и так далее. Как я понимаю, принципиально структура не менялась, менялись лишь самолёты. На вооружении было лишь два типа боевых машин: истребитель и многоцелевой разведчик-штурмовик. В роли последнего выступали и устаревшие истребители. Надо заметить, что в Швейцарии создавали свои неплохие самолёты, хотя активно использовали иностранные образцы, построенные по лицензии.
К началу Второй Мировой войны на вооружении ещё оставались французские истребители Dewoitine D.27, которые переводились на роль самолётов поддержки сухопутных войск. В мае 1940 года они были на вооружении трёх рот, из 54 «Девуатинов» в строю находилось 34.
Однако на замену им пришли новые машины, в первую очередь немецкие Messerschmitt Bf.109. По модификациям это были 10 Bf.109D-1, 30 Bf.109E-1 и 50 Bf.109E-3, все куплены в 1939 году. В мае 1940 года было шесть рот, укомплектованных «мессерами», в которых 58 самолётов из 86 имевшихся. В 1942 году швейцарская авиация пополнилась парой Bf.109F-4, совершивших вынужденную посадку на швейцарской территории. Немцам их не вернули и забрали себе. В 1944 году Швейцария получила от немцев 14 Bf.109G-6, взамен на то, что уничтожила севший на её территории ночной истребитель Bf.110G с секретной радиолокационной аппаратурой.
Но в целом отношения между Третьим Рейхом и Швейцарией в 1940 году сильно испортились, потому ставка была сделана дальше уже не на немецкие самолёты.
С 1940 года строились истребители EKW D-3801, представлявших собой лицензионную версию французского истребителя Morane-Saulnier MS.406. Самолёт, к тому времени был не ахти какой новый. Хотя оставался на вооружении аж до 1957 года. Всего построили 80 истребителей, плюс два купленных во Франции. В мае 1940 года было шесть рот с этими истребителями, всего 34 самолёта из 44 имевшихся.
На смену в 1941 году с 1942 года разрабатывался истребитель EKW D-3802, построенный аж в 207 экземплярах. Самолёт создавался в Швейцарии, но на основе документации французского истребителя Morane-Saulnier MS.450. Первые машины поступили на вооружение в 1944 году. Для того времени характеристики самолёты были уже не выдающиеся, но…
В качестве разведчика и ударного самолёта в Швейцарии к началу Второй Мировой войны состоял на вооружении самолёт EKW C.35, представлявший собой модернизированную версию голландского Fokker C.V. Строили их с 1935 года по 1937, всего изготовлено 88 самолётов. В строю к маю 1940 года было 56 EKW C.35 из 77 имевшихся, ими вооружены были шесть рот. Самолёт оставался на вооружении до конца войны.
На смену стареньким EKW C.35 был разработан новый штурмовик-разведчик. Первая версия С-3601 была готова ещё в ноябре 1938 года, по итогам испытаний был построен более совершенный С-3602. В 1940 году были закончены испытания и самолёт запущен в серию под названием EKW С-3603. С июля 1941 года и до конца войны был построен 141 самолёт, в 1947-48 годах ещё 8. В 1953-54 годах эти самолёты переделали в буксировщики мишеней. Служили они до 50-х годов, последние машины дожили до начала 80-х.
Самолёт считают во всех источниках полностью швейцарской разработкой. Меня немного смущает тот факт, что в числе чехословацких проектов 1936 года имелся ударный самолёт Avia A-320. Изображение доступное не ахти какое, но уж очень его внешний вид похож на швейцарский штурмовик. Или мне кажется?
В заключении скажу, что в авиации Швейцарии к началу Второй Мировой войны ещё сохранились совсем уж старые машины.
Например, разведчик Hafeli DH-5, который ещё применялся как буксировщик мишеней.
Несколько старых истребителей Dewoitine D.21, ещё использовались как ученые. Кстати, эти самолёты в Швейцарии строили не только для себя, но и шесть изготовили для Аргентины.
Это кстати, не единственный пример экспорта швейцарских самолётов. По заказу Боливии было построено три бомбардировщика Comte AC-3, которые, правда, в Латинскую Америку не попали, и в войне Чако участия не приняли.
Этим оригинальным самолётом я, пожалуй, и завершу обзор швейцарской авиации.
Все материалы, связанные с армиями, не принявшими участия во Второй Мировой войне, будут с тегом #НевоевавшиеАрмииВМВ.
... и маленькое объявление.
У меня вышла новая книга «Мифы и факты Великой Отечественной войны». Она не столько про мифы, сколько про реальные события. Книга существует только в электронном виде.
Я постарался поставить самую минимальную цену из тех, что позволяют магазины.
Рекомендую, надеюсь, будет интересно.
Посмотреть и приобрести можно тут.