Добрый день всем! Рада приветствовать на канале "Человек в мире людей"! Сегодняшней статьей хочу продолжить тему, поднятую ранее в публикации "Зачем современным ингушам их средневековые башни".
Совершенно неожиданно для меня, в комментариях прозвучала мысль, что эти постройки относятся к гораздо более позднему времени и являются по сути "понтами" ингушей, решивших этаким экзотическим способом выделиться.
Знаете, мы поднимались в одну из гор к башенному комплексу. Тропинка петляла, огибая гору, чтобы подъем не был совсем уж отвесным. Но периодически мы скользили, из под ног осыпались камни, а за штанины цеплялись колючки.
При этом в руках мы несли бутылку воды и телефон. Устали. Поэтому оценили труд тех, кто тащил сюда эти огромные камни. Для "понтов" слишком тяжелый труд.
Тем более, что страна никогда не была особо богатой и предположить, что средневековая "золотая молодежь" решила "понтоваться" таким образом...Вряд ли.
По поводу того, что башни действительно средневековые, есть научные статьи, цитировать не буду. Хотя да, есть и отреставрированные и более поздние постройки, тоже упоминала в прошлой статье.
Мне, как социологу, а не археологу, больше интересно, что двигало людьми, комментировавшими чужую историю и культуру как нечто совершенно не ценное. Пока ответа нет и, скорее всего, не будет.
А я продолжу рассказ о том, что слышала от гидов с университетским образованием и видела своими глазами.
Построить свою родовую башню хоть и не было обязательством, но считалось честью. Просто семья, имеющая башню, оказывалась более защищенной в случае нападения врагов. Уже упоминала, что взорвать их, тем более в средние века, было практически невозможно.
Еще одна особенность строения – наклон стены, делающий лучника на башне недосягаемым для стрел снизу. А вот сверху на неприятеля могло лететь и литься все, что угодно – стрелы, раскаленное масло, камни, кипяток…
Мне удалось забраться в одну из башен до уровня окна, посмотреть вниз – весь склон горы как на ладони. Укрыться воину, идущему на штурм, негде. Из башни он очень хорошо виден и досягаем.
Кроме воинов в башне укрывалась семья, скот, запас провизии…В современной столице Ингушетии г. Магаз есть музей, прямо в башне, где представлено как выглядел быт семьи внутри родовой башни.
В карусели - фотографии экспозиции музея
Там, в горах мы услышали такую историю. Если глава семьи чувствовал, что силен построить башню, он брал обязательство сделать это за 1 год. Таковы правила. При этом он покидал родное селение, согласно традициям, а его тайп нанимал строителей.
Теперь строители должны были строить, а семья время от времени направляла гонца к будущему хозяину с заказами: «Для строительства надо столько-то камня, мяса для работников, яиц для цемента…»
Если хозяин оказывался неспособен завершить строительство, за него этот вопрос должен был решить тайп. Иначе строители могли уйти и опозорить весь род, как не умеющий держать слово.
Ну, а как тайп разберется со своим нарушителем, это их дело. Как правило, наказание было суровым. Горец, не умеющий сдержать слово, становился изгоем.
Он больше не принимал участия в принятии решений, его сын или дочь не могли рассчитывать на хорошую партию в браке, только с такими же изгоями…Этому наказанию подвергались 4 последующих поколения!
До сих пор не сдержать слово считается страшным позором для горцев. Хоть и не относится к строительству башен.
Кроме родовых башен были еще сторожевые. На них зажигались сигнальные костры.
Если из березовых дров, с белым дымом – приглашают на сход, на совет. Если горит сосна, плавятся смолы, дым становится черным. Значит идет враг. Круглые сутки на вершинах башен дежурили лучники, чья задача была не пропустить врага.
Служить на сторожевую башню мог пойти молодой горец, которому, например, отказала семья девушки, сочтя его недостаточно мужественным. Служба на башне повышала авторитет. Семья невесты была обязана это признать.
Мог пойти нарушитель закона за небольшое нарушение - смыть позор с имени. И мог пойти старый опытный воин, для которого это становилось особой честью. Его потом и хоронили с особыми почестями.
Продолжение следует.