Найти тему
Морская коллекция

Русский Север: родина их страха. Последний бой. «Донбасс»

После разгрома конвоя PQ-17 в советские порты пришло всего 11 судов из 35-37 отправленных. Два из них- оба советских танкера в составе конвоя. 100%. Британцы уже не стеснялись плакаться -«конвои становятся камнем на шее союзников». Было ускорено создание инфраструктуры в оккупированном Иране и поставки по южному маршруту начали расти. Однако настойчивое давление Сталина заставило союзников решиться на следующий конвой. 2 сентября 1942 года в Россию отправился конвой PQ-18, на этот раз усиленный тяжелым эскортом вплоть до нового авианосца.

Немцы же действовали против конвоя в основном авиацией и подлодками Корабли отправить так и не решились. В итоге при потере трех подлодок и трети бомбардировщиков (около 40 штук) немцам удалось утопить 13 судов из 44. В Архангельск пришло 28, но груз в 150 тысяч тонн стоил того.

Возможности союзников по полноценной охране конвоев осенью 1942 резко ослабли из-за ведения активных операций в Средиземном море и подготовки высадки в Северной Африке.

В этих условиях перевозка грузов легла в основном на советские суда, которые ввиду слабых возможностей Северного флота использовали "капельную тактику", просачивание по одному у кромки полярных льдов.

С октября 1942 по январь 1943 год состоялось 23 рейса наших судов в западные порты. Позже подобный способ стали использовать и суда союзников. 29 октября 1942 года 13 судов вышли из Рейкьявика и направились в Мурманск и Архангельск («Operation FB»), 5 судов отправились из советских портов на Запад.

-2

Первая потеря случилась 2 ноября, U-586 потопила английское судно “Empire Gilbert”. Торпедоносцы потопили единственное советское судно “Декабрист”, подводные лодки потопили 5-6 ноября “William Clark”, “Chulmleigh” и “Empire Sky” на подходе к Шпицбергену.

«Адмирал Хиппер».1942. Норвегия
«Адмирал Хиппер».1942. Норвегия
 Z-27
Z-27

Кригсмарине разработало операцию «Хоффнунг» («Надежда»). Группа надводных кораблей должна была занять позиции между идущими навстречу судами и уничтожить "обоих зайцев" сразу. Вице-адмирал Оскар Куммец 5 ноября 1942 года вывел из Альтен-фьорда эскадру в составе тяжелого крейсера «Адмирал Хиппер», эсминцев «Фридрих Экольдт», «Рихард Байцен», Z-27 и Z-30. Корабли растянулись цепью с интервалом в 15 миль (дальность немецких радаров того времени) и начали прочесывать морские просторы. Сильный снег и плохая видимость заставляли надеяться только на радары.

Первой добычей рейдеров стал очередной сторожевой корабль СКР-23 (бывший РТ-57 «Смена»).

-5

РТ-57 «Смена». Бортовой №78. Северная верфь, Ленинград, стр. номер 375. Заложен 1929. Спущен на воду 29.11.1930. Построен 05.11.1931. В составе СФ с 20.09.1941-СКР-23.

Вооружение 2 х 76.2 мм (до марта 1942 г. 2 х 75 мм), 2 х 20 мм, 2 х 7.62 мм пулемета.

РТ-57 «Смена»
РТ-57 «Смена»

Сторожевик (командир — старший лейтенант Е.М. Фролов) вышел 31 октября из Иоканги на северо-восток Баренцева моря для встречи одиночных транспортов, "просачивающихся" по капельной технологии. 5 ноября СКР сообщил об атаке немецкими торпедоносцами и бомбардировщиками, полученных повреждениях. Больше сообщений не было. СКР был обнаружен бортовым гидросамолетом "Арадо" с крейсера. В 4-55 (время здесь и далее берлинское, местное плюс 2 часа) 7 ноября на Z-27 засекли дым и шум винтов. Траулер мог идти всего на 7 узлах. В 5-03 эсминец выпустил первую торпеду. Но сторожевику удалось отвернуть.

В 5-15 поврежденный сторожевик с дистанции 600 метров был в упор расстрелян эсминцем Z-27. Цель была накрыта вторым залпом и загорелась. Эсминец израсходовал 46 снарядов 150 мм и две торпеды, которые, правда, прошли мимо. Ответного огня со сторожевика не было. Безответный расстрел продолжался 26 минут.

Уцелевший экипаж спасся на двух шлюпках, еще шестеро остались в воде. После потопления сторожевика в 5-29, немцы подобрали всех, 29 человек (двое из них вскоре скончались) из 43 членов экипажа. Из оставшихся 27 12 были ранены, в т.ч. двое тяжело( из них один офицер). В журнале эсминца зафиксировано, что кто-то из моряков кричал "хайль гитлер" ради быстрого спасения.

В 5-34 на месте гибели корабля немцы зафиксировали два взрыва-котел и боеприпасы.

Закончив допрос пленных и инструктаж, немецкий отряд снова развернулся в цепь для облавы.

-7

В начале ноября 1942 года к "капельному" прорыву присоединился и танкер «Донбасс», уцелевший в конвое PQ-17. 4 ноября 1942 года танкер «Донбасс» под командованием капитана Виталия Эмильевича Цильке из бухты Белужьей на Новой Земле вышел на Рейкьявик. Шел он порожняком, за очередной партией льняного масла. На судне (7925 тонн, две 76-мм полуавтоматические зенитные пушки М-3 и пулеметы) было 62 человека, в том числе 5 женщин.

Подробнее о самом танкере и о его участии в конвое PQ-17 здесь:

Русский Север: родина их страха. Русские корабли идут домой. «Азербайджан» и «Донбасс»

5 ноября на судно был совершен первый налет, одиночный бомбардировщик был отогнан заградительным огнем и отбомбился в море. Продолжение похода после обнаружения несло неоправданный риск, поэтому танкер развернулся обратно и направился к кромке льдов, переждать.

-8

Праздничный день 7 ноября оказался совсем непраздничным. Сразу после утреннего праздничного митинга на судно начались налеты-сперва разведчик, а потом и бомбардировщики. От близких разрывов скорость упала до 6 узлов.

-9

В 13-28 на немецком эсминце обнаружили танкер в районе островов Надежды и Медвежий, в точке с координатами 76°25" СШ, 45°54" ВД, причем первоначально его приняли за два судна. Танкер столкнулся с немецким эсминцем Z-27 (4 150 мм орудия и 8 торпедных труб). В 13-58 командир эсминца корветтен-капитан Гюнтер Шульц приказал открыть огонь. Силы, разумеется, были неравны, но «Донбасс» принял бой.

С двухкилометровой дистанции вторым залпом была накрыта и загорелась корма танкера. Артиллерийским огнем эсминец вывел из строя двигатели, в машинном и котельном отделениях начался пожар, загорелись надстройки и топливо.

Радист «Донбасса» успел передать две радиограммы о столкновении с немецким рейдером и боевых повреждениях. Но «Донбасс» продолжал отстреливаться из обоих 76 мм орудий и трех зенитных пулеметов. К сожалению, снаряды пушек танкера ложились с перелетами и расстрел судна был безнаказанным.

Уже примерно к 14-00 орудия и пулеметы танкера были подавлены артиллерией, две торпеды попали в район мостика и в центр.

Попытка добить торпедой не удалась. Мимо. Полярный день заканчивался, темнело и лишь пожар на корме танкера освещал гибнущее судно. В 14-25 выпущено еще 2 торпеды с 1000 метров, одна из них угодила в носовую часть и корпус разломился пополам. Носовая часть ушла на дно сразу, а кормовая держалась на воде еще на 20-й минуте боя. Тем не менее и она постепенно оседала в воду под весом хлынувшей через пробоины воды. На танкер ушло 5 торпед и у эсминца оставалась последняя.

Капитан приказал экипажу покинуть тонущее судно. Эсминец же обошел тонущее судно и при свете пожара начал расстреливать моряков в воде.

Плот с выжившими стало относить к северу. Но чуть позже эсминец вернулся и поднял с плота на борт 16 советских моряков( по другим данным 15 и даже 14, в том числе капитан, старший офицер и 1 женщина). Тяжелораненых оставили умирать на плоту. По­гибло 49 человек. По данным есть разногласия. В известной книге Г. А. Руднева в судовой роли указаны 44 члена экипажа, приведён список 33 погибших, но указано, что состав команды мог изменяться.

“Люди произвели хорошее впечатление”, указано в журнале эсминца, потом спасенные прошли допрос. На Z-27 их разместили в носовом кубрике вместе с англичанами и американцами с ранее потопленных судов.

«...уже вечером,  из темноты неожиданно возник военный корабль. Он быстро приближался с кормы, уклоняясь немного вправо. Не зная национальности корабля, я скомандовал влево, держа в боевой готовности пушки и пулеметы. Корабль резко перешёл на наш левый борт и открыл огонь. Одновременно ответили и мы. Попав под обстрел, неприятель моментально удалился из зоны действия наших пушек и, пользуясь превосходством артиллерии, с большой дистанции обрушил на танкер ураганный огонь из орудий большого калибра…
Первые же вражеские снаряды вывели из строя многие механизмы, прервали связь, в топливных танках загорелась нефть. Пламя, чёрный дым охватили машинное отделение и кормовые надстройки. Главные машины остановились, судно превратилось в неподвижную мишень. Видя, что танкер не тонет и продолжает отстреливаться, взбешённые фашисты выпустили две торпеды. Судно сильно подбросило, корпус разламывался пополам. Взрывной волной и хлынувшей на мостик водой меня сбило с ног. Вскочив, увидел, что носовая часть танкера медленно погружается. Я приказал всем перейти на корму и бросился в свою каюту, забрал из сейфа документы.
Носовая часть окончательно отделилась и пошла на дно. Корма еще держалась. Уцелевшая пушка продолжала стрелять. Но кончились боеприпасы. Правда, через несколько минут пушка вновь заговорила, послала по врагу два последних снаряда, ранее давших осечку. И опять вражеские залпы…Я приказал экипажу покинуть судно, вернее, его остатки. Вместе с помполитом Морозовым мы убедились, что на борту остались только мёртвые, и сошли на небольшой плот, сбитый матросами из деревянных обломков. В ярком свете горящего танкера фашисты расстреливали плот. В числе убитых оказался Морозов. Наш примитивный плот с оставшимися в живых шестнадцатью моряками понесло ветром на север. Неожиданно подошел эсминец и взял всех нас на борт. Так мы оказались в плену» (Воспоминания капитана В.Э. Цильке).

Согласно выводам командира эсминца, длительное время, потраченное на потопление двух судов и большой расход торпед вызваны тем, что стрельбой командовал новый неопытный офицер по итогам ускоренных курсов. Это была его первая боевая стрельба. Очень высокую оценку получили точные гидроакустические локаторы, а вот "сонар" был забракован.

Окрыленные первыми успехами немцы раскинули цепь пошире.... и ничего не обнаружили. Благодаря радиограммам с «Донбасса» капитаны судов и руководители перехода успели увести суда на безопасные маршруты.

Несолоно хлебавши немецкая эскадра 9 ноября вернулась в Альтен-фьорд. Операция "Надежда" закончилась очень скромными результатами.

Ценой своей гибели «Донбасс» спас оставшиеся суда конвоя, несмотря на потерю со 2 по 9 ноября семи судов в 43194 тонны, 5 транспортов достигли советских портов, остальные, по разным причинам, вернулись.

-10
-11

«Донбасс» стал последним судном, потопленным надводными кораблями Кригсмарине на полярном маршруте Англия — СССР.

Примерно через год возмездие настигло нацистского пирата-28 декабря 1943 года английские лёгкие крейсера «Энтерпрайз» и «Глазго» отправили его на дно во время боя в Бискайском заливе. Более мореходные британские корабли в штормовом море разметали тогда целую флотилию немецких эсминцев (Z-27 был флагманом) и миноносцы поддержки, потопив кроме Z-27 еще и два миноносца. Вместе с эсминцем погиб и его командир корветтен-капитан Гюнтер Шульц (он командовал эсминцем при потоплении «Донбасса») .

Захваченных моряков с «Донбасса» 9 ноября 1942 года в норвежском порту Алта сдали береговой охране, откуда их направили в лагерь для военнопленных. В феврале 1943 года они были перевезены в Гдыню в специальный лагерь для моряков. Большинству пленников удалось дожить до освобождения. В конце марта 1945 года советские войска освободили моряков из фашистского плена.

Капитан Цильке после нескольких неудачных попыток сумел бежать из лагеря. После войны много лет работал капитаном-наставником большой группы пассажирских судов Черноморского пароходства.

Моторист Валентин Николаевич Тимофеев (1920—1984) прошел норвежский лагерь, польские, в т.ч. Штуттгоф. Успешно бежал из плена. После войны, несмотря на «заработанные» в концлагерях туберкулёз и отбитое лёгкое, продолжил ходить в море, после списания переехал из Владивостока в Куйбышев, работал на строительстве Барабинской ГРЭС, ему был доверен первый запуск турбины станции. Умер 9 мая 1984 года.

Однако 7 ноября 1942 года погиб не только прославленный танкер и часть его экипажа. Родина в тот день понесла невосполнимую утрату.

«Донбасс» в том походе не только выполнял рутинный рейс за ценным сырьем. На его борту на очередное задание отправлялась группа советских разведчиков-нелегалов.

Среди них был Арнольд Дейч, известный также как Стефан Ланг. Он направлялся для работы в Аргентине.

Дом, в котором вырос Арнольд Дейч, находится в Вене и сегодня его украшает скромная мемориальная табличка с надписью «Да будет понята людьми принесённая им жертва!».

Арнольд Дейч, он же «Стефан Ланг»
Арнольд Дейч, он же «Стефан Ланг»

Арнольд Генрихович Дейч (Стефан Ланг) родился 21 мая 1904 года в Вене в семье бывшего сельского учителя-еврея, выходца из Словакии. В 1920 году он вступил в Свободный союз социалистических студентов, в 1924 году в компартию Австрии.

Арнольд Дейч, 21 мая 1904–7 ноября 1942 гг.
Арнольд Дейч, 21 мая 1904–7 ноября 1942 гг.

В 1928 году он уже доктор философских наук. Согласно анкете Арнольд свободно владел немецким, английским и французским языками, а также мог общаться на итальянском, испанском и голландском. С семьей он после университета практически не общался, его отец был крайне религиозен и не одобрял политические взгляды сына. В 1932 году, после провала подпольной сети Коминтерна в Австрии, Дейча вызвали в Москву, где из австрийской компартии перевели его в ВКП(б) и предложили работу в Иностранном отделе ( ИНО) ОГПУ.

Он работал в Греции, Палестине, Сирии и Франции. С октября 1933 года был на оперативной работе в Англии, где достиг выдающихся результатов. Им было завербовано 17 ценнейших агентов, в том числе и всемирно известная «кембриджская пятёрка», – Ким Филби, Энтони Блант, Гай Берджесс, Джордж Кернкросс и Дональд Маклин.

Завербованные еще студентами, они со временем заняли весьма ответственные посты в британской власти. Они предоставили СССР огромный массив ценнейшей информации, включая данные по американской атомной программе. По оценке бывшего директора ЦРУ Аллена Даллеса «кембриджская пятёрка» стала «самой сильной разведывательной группой времён Второй Мировой войны».

В сентябре 1937 года, ощутив пристальный интерес английской разведки, Дейч покинул Лондон. В служебных характеристиках у него сугубо превосходная степень -«исключительно серьёзный и преданный», «исключительно боевой», «исключительные заслуги», «исключительная инициативность». В начале 1938 года ему с супругой было предоставлено советское гражданство. Отныне он-Стефан Георгиевич Ланг.

Советская внешняя разведка в это время переживала не лучшие времена. Чистка от троцкистов, авантюристов периода революции и тройных агентов фактически остановила работу службы. 21 месяц Дейч сидел в Москве без заданий. Новый шеф разведки Павел Фитин в ноябре 1941 года выдал ему назначение в Аргентину. Но проблемой стало добраться туда во время мировой войны. В феврале 1942 года группа Дейча через Иран добралась до Бомбея, но наступление японцев помешало перебраться через Тихий океан. Группа вернулась в Москву. Дейч вновь обратился к Фитину:

«Вот уже 8 месяцев я со своими товарищами нахожусь в пути, но от цели мы так же далеки, как и в самом начале. Нам не везёт. Однако прошло уже восемь ценных месяцев, в течение которых каждый советский гражданин отдал все свои силы на боевом или трудовом фронте».

В конце письма Дейч просил отправить его на фронт – на любую должность ( "Разрешите мне вернуться в СССР и пойти на фронт для выполнения непосредственной для войны работы").

Однако Фитин за это время разработал новый маршрут-северный. На транспорте из Мурманска в Исландию, потом в Канаду, а затем и в Аргентину. Путь был опасен, но как учил Дейч свою группу: «Мы ничего не боимся».

Дейч и его группа были на борту танкера «Донбасс» 7 ноября 1942 года. Когда перед танкером появился немецкий эсминец, Арнольд Дейч бросился к носовому орудию и подносил снаряды, пока ему осколками не перебило ноги. Он погиб когда носовая часть танкера была отрублена торпедами и ушла на дно.

Так, неожиданно, Z-27 нанес гораздо больший урон Советскому Союзу, чем мог надеяться. Советская внешняя разведка лишилась одного из лучших резидентов-нелегалов. Но тогда об этом узнали только те, кому это было положено по долгу службы.

Как оказалось, капитан танкера, Виталий Эмильевич Цильке, был в курсе операции. От него после войны разведчики узнали подробности гибели своего товарища.

Как написал капитан I ранга в отставке Анатолий Максимов: «После войны вернувшийся из плена капитан Цильке сообщил подробности гибели нашего разведчика. Дейч участвовал в бою с эсминцем в составе артиллерийской прислуги на носу танкера. В момент взрыва торпеды он с перебитыми ногами был там. Пучина Баренцева моря поглотила выдающегося разведчика. Это случилось в трёхстах милях к западу от северной оконечности Новой Земли».

Сам капитан не только ничего рассказал немцам о Дейче и его группе, но и умудрился сохранить в концлагере свой орден Ленина.

Мемориальная доска по погибшим судам ДВМП
Мемориальная доска по погибшим судам ДВМП

В честь «Донбасса» были названы три американских танкера, полученных по ленд-лизу. Один из них в феврале 1946 года разломился пополам во время шторма, на обратном пути из США. Дело до сих пор засекречено. Была версия торпедирования. Экипаж был спасен американскими моряками на четвертый день (алаверды к июлю 1942 года).

-15

«Донбасс» (до 1944 года "Beacon Rock")Тип "Эмба" (T2-SE-A1) - 5 единиц. Построен в 1944 г. ("Kaiser Co Inc", Портленд, штат Орегон, США).

Полная вместимость 10448 брт. Размерения 153.62 х 20.79 х 11.95 м. ГЭУ турбоэлектрическая, 3000 л.с. Скорость экономическая 15.5 узла. Вооружение: 2 х 76.2-мм, 8 х 20-мм.

4.09.1944 г. принят советской закупочной комиссией и вошел в состав Дальневосточного морского пароходства. Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Дальневосточного бассейна доставлял жидкое топливо от союзников в дальневосточные порты СССР. 17.02.1946 г. во время шторма разломился на две части в Беринговом море в 40 милях к югу от о. Адак. Кормовая часть отбуксирована в Сиэтл, по некоторым сведениям использовалась как плавучая электростанция до 1957 года. Носовая часть обнаружена советским судном "Белгород" и впоследствии сдана для разделки на металл.

Человек-легенда, Евгений Николаевич Лепке (девять кораблекрушений), ходил на четырех танкерах «Донбасс», с упомянутой выше носовой части его как раз и спас "Белгород".

Жизнь гораздо изобретательнее любых фантазий.

«Это памятник морякам американского торгового флота, покоящимся безвестно в океанских глубинах» Нью-Йорк
«Это памятник морякам американского торгового флота, покоящимся безвестно в океанских глубинах» Нью-Йорк
Памятник конвою QP-13. Исландия
Памятник конвою QP-13. Исландия
Памятник полярным конвоям в Мурманске
Памятник полярным конвоям в Мурманске

Вечная память и вечная слава морякам полярных конвоев!

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам

СВО
1,21 млн интересуются