Найти тему
ГОРОД МОТОРОВ

Зачем завод порезал этот «Москвич-401»: возмутительно или прекрасно?

В недавно открывшемся в Москве на ВДНХ музее «Мечта Москвича» в самом первом зале вас встречает один очень интересный экспонат.

Это еще один «Москвич-401». Про другой «401-ый», «спрятавшийся» в кустах, я вам уже рассказал в предыдущей статье из музея.

Но конкретно этот экземпляр представляет собой наглядное пособие по устройству автомобиля, которое позволяет рассмотреть все внутренности «Москвича».

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Этот экспонат прибыл в музей из запасников Политехнического музея, закрытого уже много лет.

Интересно, что «раздеванием» автомобиля занимался не музей, а сам автомобильный завод МЗМА.

Причём они взяли не какой-то повидавший виды экземпляр, а новенький автомобиль: на одометре можно разглядеть пробег 400 километров.

То есть автомобиль еще успел где-то поездить, прежде чем его превратили в музейный экспонат — очень увлекательный, но уже неспособный передвигаться своим ходом.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

В отличие от первого «Москвича-401», который сотрудники музея ошибочно выдают за «400-й», этот автомобиль с кузовом тёмно-синего цвета изначально определили правильно, как «401-й».

Сотрудники МЗМА, готовившие экспонат, постарались сделать разрез чётко посередине автомобиля, при этом сохранив целостность кузова.

Разрезаны не только кузовные панели, но и большая часть внутренних элементов: сиденья, двигатель и навесные агрегаты, а также детали шасси.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Подойдя поближе можно увидеть, как были устроены сиденья автомобиля.

Тут сохранился оригинальный наполнитель, а также пружинная основа: прямо как в матрасах у вашей бабушки на даче.

Подрезанная передняя панель позволяет заглянуть за неё.

Обратите внимание на характерные для всех советских автомобилей того времени провода в тканевой оплётке.

Такие же были, например, на ГАЗ-М20 «Победа», на «69-м» и многих других моделях.

Кстати, наличие проводов в тканевой оплётке зачастую отличает хорошую реставрацию от плохой.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Чуть ниже можно увидеть трёхступенчатую механическую коробку передач, которая была специально модернизирована для «Москвича-401».

Она не только получила изменённые передаточные числа, чтобы лучше подходить под более мощный мотор, но и синхронизаторы на 2-ой и 3-ей передачах, которые можно рассмотреть на разрезе.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

А это уже задний ведущий мост автомобиля. Слева к нему подходит карданный вал, который передаёт крутящий момент через главную передачу на колёса.

Сам мост подвешен на рессорах, а за гашение колебаний отвечают рычажные амортизаторы.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Теперь перейдём к двигателю. Напомню, что на «Москвич-401» ставился четырёхцилиндровый бензиновый двигатель рабочим объемом 1074 кубических сантиметров мощностью 26 л.с.

Благодаря изменённой головки блока с вертикальным расположением свечей зажигания, нового распредвала и некоторых других нововведений мощность мотора повысилась на 3 л.с. по сравнению с двигателем М-400.

На фотографии ниже вы можете увидеть непонятный цилиндр со штоком и пружиной внутри. Это фильтр тонкой очистки масла.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

На автомобиле применяли 6-вольтовую аккумуляторную батарею 3СТ-60.

Её тоже можно посмотреть в разрезе на музейном экспонате. Выглядит достаточно любопытно: нечасто вы видите внутренности аккумулятора.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Выпуск «Москвича-401» стартовал в 1954 году и продолжался до 1956 года, после чего ему на смену пришла принципиально новая модель «Москвич-402».

Визуально отличить «Москвич-401» от предшественника «Москвича-400» довольно сложно.

Наиболее очевидная вещь — это открытые металлические спицы рулевого колеса, в то время как у «400-го» они были покрыты пластмассой.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Не забывайте, что этому экспонату уже около 70 лет. И хотя условия хранения были очень даже неплохими, на кузове всё равно есть следы ржавчины.

Вы увидите их на кузовных деталях (особенно в местах порезов), а также на хромированных элементах.

Но всё это лишь добавляет аутентичности автомобилю. Если бы он сверкал свежевыкрашенными бортами — было бы, вероятно, не так атмосферно.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

В целом, это самый залипательный экспонат. Я честно провёл возле него минут 10, рассматривая как всё устроено.

Не хватает, конечно, некоторого интерактива. Например, можно было сделать подсветку отдельных элементов при нажатии на кнопку с подписью.

Так посетители музея смогли бы подробнее узнать об особенностях конструкции автомобиля, ну или хотя бы разобраться, где тут двигатель, а где задний мост. Не все же знают!

У меня финальный вопрос к вам: как вы относитесь к этому экспонату? Правильно ли, что МЗМА порезал совершенно новый автомобиль, дав нам возможность посмотреть на его внутренности, или же не стоило так издеваться над автомобилем?