В недавно открывшемся в Москве на ВДНХ музее «Мечта Москвича» в самом первом зале вас встречает один очень интересный экспонат.
Это еще один «Москвич-401». Про другой «401-ый», «спрятавшийся» в кустах, я вам уже рассказал в предыдущей статье из музея.
Но конкретно этот экземпляр представляет собой наглядное пособие по устройству автомобиля, которое позволяет рассмотреть все внутренности «Москвича».
Этот экспонат прибыл в музей из запасников Политехнического музея, закрытого уже много лет.
Интересно, что «раздеванием» автомобиля занимался не музей, а сам автомобильный завод МЗМА.
Причём они взяли не какой-то повидавший виды экземпляр, а новенький автомобиль: на одометре можно разглядеть пробег 400 километров.
То есть автомобиль еще успел где-то поездить, прежде чем его превратили в музейный экспонат — очень увлекательный, но уже неспособный передвигаться своим ходом.
В отличие от первого «Москвича-401», который сотрудники музея ошибочно выдают за «400-й», этот автомобиль с кузовом тёмно-синего цвета изначально определили правильно, как «401-й».
Сотрудники МЗМА, готовившие экспонат, постарались сделать разрез чётко посередине автомобиля, при этом сохранив целостность кузова.
Разрезаны не только кузовные панели, но и большая часть внутренних элементов: сиденья, двигатель и навесные агрегаты, а также детали шасси.
Подойдя поближе можно увидеть, как были устроены сиденья автомобиля.
Тут сохранился оригинальный наполнитель, а также пружинная основа: прямо как в матрасах у вашей бабушки на даче.
Подрезанная передняя панель позволяет заглянуть за неё.
Обратите внимание на характерные для всех советских автомобилей того времени провода в тканевой оплётке.
Такие же были, например, на ГАЗ-М20 «Победа», на «69-м» и многих других моделях.
Кстати, наличие проводов в тканевой оплётке зачастую отличает хорошую реставрацию от плохой.
Чуть ниже можно увидеть трёхступенчатую механическую коробку передач, которая была специально модернизирована для «Москвича-401».
Она не только получила изменённые передаточные числа, чтобы лучше подходить под более мощный мотор, но и синхронизаторы на 2-ой и 3-ей передачах, которые можно рассмотреть на разрезе.
А это уже задний ведущий мост автомобиля. Слева к нему подходит карданный вал, который передаёт крутящий момент через главную передачу на колёса.
Сам мост подвешен на рессорах, а за гашение колебаний отвечают рычажные амортизаторы.
Теперь перейдём к двигателю. Напомню, что на «Москвич-401» ставился четырёхцилиндровый бензиновый двигатель рабочим объемом 1074 кубических сантиметров мощностью 26 л.с.
Благодаря изменённой головки блока с вертикальным расположением свечей зажигания, нового распредвала и некоторых других нововведений мощность мотора повысилась на 3 л.с. по сравнению с двигателем М-400.
На фотографии ниже вы можете увидеть непонятный цилиндр со штоком и пружиной внутри. Это фильтр тонкой очистки масла.
На автомобиле применяли 6-вольтовую аккумуляторную батарею 3СТ-60.
Её тоже можно посмотреть в разрезе на музейном экспонате. Выглядит достаточно любопытно: нечасто вы видите внутренности аккумулятора.
Выпуск «Москвича-401» стартовал в 1954 году и продолжался до 1956 года, после чего ему на смену пришла принципиально новая модель «Москвич-402».
Визуально отличить «Москвич-401» от предшественника «Москвича-400» довольно сложно.
Наиболее очевидная вещь — это открытые металлические спицы рулевого колеса, в то время как у «400-го» они были покрыты пластмассой.
Не забывайте, что этому экспонату уже около 70 лет. И хотя условия хранения были очень даже неплохими, на кузове всё равно есть следы ржавчины.
Вы увидите их на кузовных деталях (особенно в местах порезов), а также на хромированных элементах.
Но всё это лишь добавляет аутентичности автомобилю. Если бы он сверкал свежевыкрашенными бортами — было бы, вероятно, не так атмосферно.
В целом, это самый залипательный экспонат. Я честно провёл возле него минут 10, рассматривая как всё устроено.
Не хватает, конечно, некоторого интерактива. Например, можно было сделать подсветку отдельных элементов при нажатии на кнопку с подписью.
Так посетители музея смогли бы подробнее узнать об особенностях конструкции автомобиля, ну или хотя бы разобраться, где тут двигатель, а где задний мост. Не все же знают!
У меня финальный вопрос к вам: как вы относитесь к этому экспонату? Правильно ли, что МЗМА порезал совершенно новый автомобиль, дав нам возможность посмотреть на его внутренности, или же не стоило так издеваться над автомобилем?