Найти в Дзене
Море, люди, корабли.

Дважды потопленный. Эскадренный миноносец итальянского флота "Леоне Панкальдо", класса "Навигатори"

Герой повествования умудрился утонуть дважды в течении одной войны, став жертвой сначала британской авиации, а затем американской. Называть "Леоне Панкальдо" просто эскадренным миноносцем не совсем

"Леоне Панкальдо", картинка из свободных
"Леоне Панкальдо", картинка из свободных

корректно, поскольку класс "Навигатори", к которому он относился, считался ответом на французские лидеры эсминцев типа "Ягуар", а по этому, тоже считался лидером. Официальное разжалование типа "Навигатори" в простые эсминцы состоялось в 1938 году, разжаловали их совместно с их предшественниками лидерами типа "Леоне", к этому времени лидеры многих стран стали просто эсминцами. В отличии от французов итальянцы не долго игрались в лидеры, не дольше американцев и СССР, направление было тупиковое, а потому ветку отрубили после второго типа, переключившись на легкие крейсера. Сразу скажем речь о тех лидерах, что разрабатывались в конце двадцатых годов двадцатого века.

Класс "Навигатори" состоял из 12 единиц получивших имена в честь известных итальянских мореходов. В серии "Леоне Панкальдо" был восьмым по счету и был заложен 7 июля 1927 года, спуск на воду состоялся 5 февраля 1929. В ходе постройки отступлений от проекта не было поэтому размеры справедливы для всех кораблей серии. Итак длина наибольшая 107 и три десятых метра, ширина наибольшая 10 и две десятых метра. Водоизмещение стандартное 1930 тонн, полное 2621 тонн. Энергетическая установка имела эшелонированное расположение, что обеспечивало невозможность лишить корабль хода одним удачным попаданием в машинное отделение. Кстати по скорости, эти корабли на ходовых достигли значения в 40 узлов, а один из них, «Да Мосто» достиг 43,5 узлов, это всего на 1,5 узла меньше чем у французского "Ле Террибля", лидера типа "Ле Фантаск". Впрочем, "Навигатори" в будничной службе быстрее 32 узлов не бегали. Основа главного калибра состояла из трех сдвоенных арт. установок калибра 120 миллиметров, прикрытых щитами. Зенитная артиллерия состояла из двух сдвоенных 40 миллиметровых автоматов и восьми пулеметов, калибра 13,2 миллиметра. Торпедное вооружение было весьма странным в двух трехтрубных аппаратах по краям стоял трубы калибра 533 миллиметра, а в центре была труба калибра 450 миллиметров, зачем так сделали не ясно.

"Леоне Панкальдо" вид сверху, на 1943, картинка из свободных
"Леоне Панкальдо" вид сверху, на 1943, картинка из свободных

Закончили строить "Леоне Панкальдо" 30 ноября 1929 и уже в самом начале 1930-х все корабли серии подвергают первой модернизации, по причине ошибки в проекте, вылившейся в недостаточную остойчивость. Носовая надстройка лишается одного яруса, уменьшают высоту дымовых труб, из бортов удаляют топливные цистерны переведя запас горючего в емкости в междонном пространстве. Из торпедных аппаратов удаляют центральную трубу 450 калибра. Еще один серьезный дефект заключалась в плохой всхожести на волну, что делало невозможным работу носовой арт. установки в свежую погоду. Этот недостаток устраняли во вторую модернизацию в конце 1930-х. Носовую оконечность удлинили на метр. Была изменена форма форштевня, прирост корпуса использовали для увеличения запаса топлива на 680 тонн, а в торпедные аппараты поставили среднюю трубу в 533 миллиметра. Все эти мероприятия улучшили мореходность, но скорость упала до 27 узлов.

Впервые в боевых действиях "Леоне Панкальдо" пришлось поучаствовать во времена гражданской воны в Испании, где Италия поддерживала франкистов. Во вторую мировую Италия вступает 10 июня 1940 года, "Леоне Панкальдо" 9 июля 1940 года участвует в битве при Калабрии, с британскими и австралийскими силами. Битва весьма забавная, обе стороны хорошо постреляли, заявили о победе и разошлись не потеряв ни одного корабля. После битвы итальянские корабли отошли на заправку на Сицилию, а англичане обнаружив их там решили устроить гадость. Однако когда британские торпедоносцы подкрались к месту заправки там было всего два эсминца, включая нашего героя. Итальянцы благодаря радиоперехватам успели убрать большую часть кораблей из под удара. Оставшиеся эсминцы открыли заградительный огонь и вроде почти отбились, но один из британских торпедоносцев Swordfish сумел положить торпеду так, что она настигла "Леоне Панкальдо", корабль затонул за несколько минут на незначительной глубине в 30 метров.

Небольшая глубина, на которой лежал "Леоне Панкальдо", побудила итальянское командование отправить к нему водолазов, для осмотра. Результаты разведки были более чем обнадеживающими, корпус неустранимых повреждений не имел, началась операция по подъему которая успешно завершилась 26 июля 1941 года. К 1 августа "Леоне Панкальдо" поставили в сухой док, его привели в порядок к 12 декабря 1942 года. В своей новой жизни полноценно начавшейся только в марте 1943, он использовался ка быстроходный транспорт, для переброски войск. И вот 29 апреля 1943 года, "Леоне Панкальдо" совместно с германским эсминцем ZG3 Гермес (бывший греческий "Василефс Георгиос"), выходит из Поццуоли в Тунис. Первые две атаки союзной авиации корабли отбили, а вот третья стала для "Леоне Панкальдо" последней. 30 апреля 1943 года, в 11:30, около 50 американских самолетов Кертис Р-40 сумели отправить его на дно, он затонул в 12:30. Второй эсминец, ZG3 Гермес уцелел и сумел дойти до Туниса не смотря на повреждения. Второй раз "Леоне Панкальдо" затонул недалеко от мыса Бон в Сицилийском проливе.