В последние дни тема Афганистана не сходит с новостных лент. Особенное внимание приковано к давке и столпотворению в аэропорту Кабула, где толпы людей пытаются пробиться в американские военно-транспортные самолеты. Пишут, что американские солдаты были вынуждены открыть огонь, а с взлетевших самолетов упали два объекта, возможно, это были уцепившиеся за шасси люди.
Уже писал, что к любой информации в наше время стоит относиться осторожно и критически, особенно к медиа-продукции. Во-первых, почему так быстро пал Кабул, как и все остальные города, веси Афганистана? Если бы население так люто ненавидело и боялось местных инсургентов, противостоявших местному правительству, то они воевали бы с ними отчаянно и до конца. А сражаться афганцы умеют, как, наверное, никакой другой народ в наше время. Тем не менее вся страна сдалась практически без боя. Как и сама столица.
Обычно упирают на то, что в Афганистане была демократическая власть, избранная народом. Что ж, посмотрим на данные с последних выборов президента Исламской республики Афганистан, состоявшиеся 2 года назад: явка избирателей составила 18,87 %. Победивший кандидат - Ашраф Гани, получил из них 50,64 %. Иначе говоря, за него проголосовало 9% от всего электората, менее 1 миллиона человек - 923 592 голосов. Чтобы были понятны пропорции, численность населения Афганистана на 2019 год составляла 32,226 млн человек, из них правом голосования обладают 12 миллионов. Плюс еще 8 млн. афганцев, обладающих избирательными правами, находятся за пределами страны.
Во время предыдущих выборов, когда Ашраф Гани был избран в первый раз, официальная явка на выборах во втором туре составила около 7,9 млн. человек, из которых 56,44% получил имярек. Это 4,48 млн. избирателей. Как видим, поддержка президента за 5 лет его правления снизилась в 5 раз. Хотя она с самого начала была относительной: было 37% избирателей и 14% от всего населения страны, стало 7,5% электората и менее 3% от всего населения Афганистана. Это приблизительные данные, поскольку здесь не учитывается процент голосов от афганской диаспоры, тем не менее общая картина вырисовывается вполне очевидная. Даже с учетом политической ситуацией в стране, возникшей в результате попыток срыва избирательной кампании.
В общем, на фоне всех этих данных становится понятно, что демократически избранное руководство страны не пользовалось ни популярностью, ни поддержкой электората. Поэтому был неизбежен тот финал, который мы наблюдали на днях в Кабуле, когда президент, заверявший, что никогда не покинет страну, при первых признаках появления в окрестностях столицы своих противников, тут же ретировался в сопредельные страны.