О чем мечтает каждый автолюбитель? О бесперебойной и качественной работе железного коня. Сегодня автомобиль - это сложный организм, в работе которого важна каждая деталь. В этой статье мы уделим внимание основным вопросам по свечам зажигания. Именно они отвечают за искрообразование, без которого невозможна работа двигателя внутреннего сгорания.
Свеча зажигания - это своего рода зажигалка, которая воспламеняет топливно-воздушную смесь. Свечи любого автомобиля, будь-то иномарка или авто отечественного производства, работают в экстремальных условиях: напряжение 20000-30000 B, давление до 50 атмосфер, постоянные циклы нагрева и охлаждения (от нормальной температуры входящей смеси до температуры выхлопных газов после воспламенения, а это 2000-2500C). Также негативное влияние на свечи оказывают продукты сгорания, которые содержат и серу, и свинец, и фосфор, вызывающие коррозию.
Выбирая свечи зажигания, обращайте внимание на калильное число, оно обязательно должно соответствовать техническим характеристикам двигателя. Калильное число - это показатель, который отражает способность свечи рассеивать тепло, образующееся в результате сгорания топливно-воздушной смеси. У каждой иномарки свой показатель - вот почему важно обязательно учитывать этот параметр. Свечи с низким калильным числом (горячие) используются в двигателях с небольшой нагрузкой, так как чем ниже показатель, тем горячее свеча. И наоборот, свечи с высоким калильным числом (холодные) применяются для мощных высокооборотных двигателей. Также необходимо быть уверенным в длине резьбы. Использование свечи с коротковатой резьбой вызывает образование нагара, если будет применяться свеча с более длинной, чем нужно резьбой, поршень или клапан могут вступить в контакт со свечой, что в свою очередь может привести к поломке двигателя и риску перегрева и оплавления свечи. Выступание искрообразующей части свечи также должно соответствовать рекомендациям завода-изготовителя.
Свеча зажигания с V-образной насечкой. Свечи этого типа имеют V-образную насечку на центральном электроде, которая обеспечивает улучшение воспламенения топливно-воздушной смеси за счет смещения искры к краю центрального электрода. Такие свечи обычно имеют зеленую маркировку на изоляторе. К плюсам такого типа свечей относят: надежность зажигания даже при бедной топливно-воздушной смеси и минимум опасности пропусков (а это в свою очередь увеличивает продолжительность эксплуатации двигателя и обеспечивает защиту катализатора).
Иридиевая свеча зажигания имеет на конце центрального электрода напайку из иридия, которая обладает высокой устойчивостью к эрозии. Применение иридия позволяет сделать электрод тонким и при этом улучшает искрообразования. Тугоплавкость этого металла значительно увеличивает ресурс свечи.
Гоночная свеча зажигания - это высокоэффективная свеча, предназначенная для мощных двигателей с увеличенной компрессией. Такие свечи изготавливают из драгметаллов, с минимальным диаметром электродов, что облегчает искрообразование. Специальная форма изолятора позволяет получить отличный отклик двигателя при ускорениях. Гоночные свечи зажигания используются в жестких условиях и созданы специально для высочайших нагрузок.
Свеча зажигания с увеличенным зазором требует мощной катушки зажигания, зазор у такой свечи увеличен до 1,1-1,5 мм, что уменьшает подавляющее влияние электродов на воспламенение.
Свеча зажигания с выступающим с металлическим корпусом обеспечивает хорошее воспламенение смеси в оптимальном месте камеры сгорания и предотвращает перегрев бокового электрода.
Свеча зажигания с удлиненной резьбовой частью помогает улучшить эффективность охлаждения свечи, так как свеча большей площадью контактирует с головкой блока цилиндров.
Свеча с частично нарезанной резьбой применяется в определенных конструкциях двигателей.
Компактная свеча зажигания используется в малых двигателях, таких как бензопилы, генераторы, газонокосилки.
Автомобиль, использующий в качестве топлива газ, нуждается в специфичных свечах. Связано это с тем, что газо-воздушную смесь сложнее воспламенить, при сгорании газового топлива температура сгорания выше, процесс эрозии здесь более яркий и обычные свечи прослужат меньше положенного. Многие производители свечей зажиганию уделят особое внимание созданию свечей для двигателей, работающих на газо-воздушной смеси. Такие свечи обычно изготавливаются с применением благородных металлов, которые противостоят неблагоприятным условиям эксплуатации на газе.
Существует понятие «эффективность зажигания», оно отражает способность двигателя нормально работать на различных топливно-воздушных смесях. Применение высококачественных свечей может улучшить «эффективность». Процесс воспламенения делится на 4 этапа: образование искры, образование области воспламенения, распространение области воспламенения между электродами, которые оказывают подавляющее воздействие на сам процесс, и наконец, воспламенение топливно-воздушной смеси. Подавляющее влияние электродов - это состояние, когда более холодный центральный и боковые электроды, имеющие хорошую теплопроводность, отводят энергию от области воспламенения. Если это воздействие велико, то оно может препятствовать воспламенению и вызывать перебои в работе двигателя. Некоторые свечи разрабатываются со способностью уменьшать подавляющее влияние электродов. А соответственно обеспечивают лучшую «эффективность зажигания».
Зачем изолятору свечи зажигания ребра.
Специфичная форма части изолятора улучшает изоляционные свойства, что предотвращает поверхностный пробой (образование искры между контактным терминалом и металлическим корпусом). Во время искрообразования высочайшее напряжение постоянно прикладывается к контактному терминалу и пытается прошить «искру» по поверхности изолятора на металлический корпус. Если напряжение слишком велико, может произойти поверхностный пробой, который приводит к пропускам зажигания. Наличие ребер на изоляторе удлиняет путь искры, чем повышает устойчивость к появлению пробоя.
Проводящий нагар. Если свеча подобрана неправильно или двигатель работает не в оптимальном режиме, на искрообразующей части свечи накапливаются углеродосодержащие отложения. По ним искра может стекать от центрального электрода на металлический корпус, это приводит к пропускам зажигания, вызывает трудности при холодном пуске. Нагар может образоваться вследствие следующих причин: переобогащенная топливно-воздушная смесь (неправильная регулировка карбюратора, неисправности дроссельной заслонки или инжекторной системы, неисправный лямбда или иной датчик), неисправная система зажигания, поврежденные провода, неоптимальный режим работы двигателя при долгой работе на холостых оборотах, неправильно подобранном калильном числе свечи зажигания, продолжительной работе на малой скорости. Однако производители научились решать и эту проблему. Существуют технологии, которые позволяют предотвращать пропуски зажигания при образовании проводящего нагара на изоляторе. Это свечи с полуповерхностным разрядом (искра скользит по поверхности изолятора к боковому электроду, поэтому нагар постоянно выжигается), свеча с дополнительным зазором (близко к изолятору расположен специальный бортик, который перехватывает искру, когда она начинает стекать по проводящему нагару), свеча с воздушным зазором (при образовании проводящего нагара искра скользит по поверхности изолятора и перескакивает на боковой электрод через дополнительный воздушный зазор, выжигая нагар).
Чем грозит перегрев свечи зажигания.
Длительный перегрев может вызвать аномальное калильное воспламенение. Оплавление электродов - это серьезное проявление перегрева, свечной электрод может сильно раскалиться и стать причиной зажигания до того, как проскочит искра. Двигатель может получить серьезные повреждения. Причинами перегрева могут стать: сильно обедненная топливно-воздушная смесь, чрезвычайно раннее зажигание, недостаточное количество антифриза или масла в системе смазки двигателя, детонация из-за неисправности датчиков или неподходящего топлива, неправильный момент затяжки свечей зажигания, неверно подобранное калильное число свечи, у иномарок с турбонаддувом - крайне высокое давление наддува.
Причины образования коронарных отложений на свече зажигания.
Высокое напряжение, которое прикладывается к контактному терминалу для образования искры, также оказывает воздействие и на небольшой зазор, который есть между изолятором и завальцованной частью металлического корпуса, и вызывает коронарный разряд. В результате образуются коричневые пятна, которые выглядят как утечки выхлопных газов, но на самом деле являются частицами масла из взвеси, которая всегда есть в моторном отсеке. Коронарные отложения появляются вследствие коронарного разряда, а не из-за проникновения через корпус газов из камеры сгорания. А потому утверждать, что коронарные отложения являются признаками не герметичности свечи не стоит. На «эффективность зажигания» коронарные отложения не влияют.
Отработавшая свеча - это хороший диагност для определения проблем в автомобиле. По внешнему виду отработавшей свечи можно судить не только о том, насколько правильно подобрана свеча, но также и о состоянии двигателя автомобиля.
- Если свеча без видимых изменений - это обозначает, что она работает в оптимальном режиме, двигатель в порядке.
- Если электроды имеют оплавленный вид - это означает либо неправильно подобранную свечу, либо проблемы в работе двигателя. Эти свечи требуют немедленной замены, так как свечной электрод может сильно раскалиться и дать искру раньше, чем поршень достигнет верхней мертвой точки. А это грозит серьезными поломками двигателя.
- Если свеча имеет черный нагар - это значит, что двигатель работает в неоптимальном режиме работы, либо неправильно подобрана свеча. Так ведет себя слишком холодная для данного вида двигателя свеча. В таком случае температура свечи не достигает необходимого для выгорания нагара значения (порядка 450С), а это может привести к пропускам зажигания.
Свечи зажигания, как и многие другие расходные автозапчасти в иномарке, требуют периодической замены. К концу срока службы у свечей зажигания происходит выгорание электродов, это приводит к трудностям при искрообразовании. Также к проблемам при холодном запуске и пропускам зажигания приводит выгорание и округление краев электродов. Отложения, которые со временем в любом случае появляются на свече, могут вызвать перегрев и калильное воспламенение до того момента, когда искра должна образоваться. На изношенных свечах увеличивается вероятность образование нагара на искрообразующей части свечи, что приводит к пропускам зажигания. Обратите внимание, что подобные проблемы могут возникнуть и значительно раньше, чем выйдет срок действия свечи, если есть неисправности в топливной системе, системе зажигания или свечи неправильно подобраны.
Меняйте свечи по рекомендации завода-изготовителя Вашей иномарки или чаще, если эксплуатируете автомобиль в сложных условиях. И помните, в автомобиле нет незначительных деталей. Каждая, даже самая маленькая автозапчасть отвечает за определенные функции, отвечающие за правильную работу всей системы. А потому требуют ухода и внимательного отношения.
Статья с сайта - https://avtopartiya.com/news/Vnimanie-k-avtozapchastyam-svechi-zajiganiya