Найти тему
Репортёр

В субботу в горах Турции разбился самолет-амфибия Бе-200: почему это произошло?

Оглавление

Бе-200 врезался в гору неподалеку от населенного пункта Адана. Российское оборонное ведомство подтвердило гибель 8 человек: 5 российских военнослужащих и 3 представителя турецких ведомств

Фото: @enBursaHaber
Фото: @enBursaHaber

Что известно о ситуации?

Самолет отправили в Турцию 8-ого июля для помощи в тушении лесных пожаров.

«Погибли летчики очень высокого класса, ведь даже сама по себе посадка на воду является достаточно сложным маневром. Пилоты, которые обладают соответствующим допуском, — это штучные специалисты. Действовать в ограниченной видимости при пожаре крайне сложно, тем более в горных условиях. Воздушные огнеборцы — очень опасная работа. Но нынешняя ситуация с пожарами в России и в мире — Турции, Греции и других странах — показывает, что такая авиация будет всё более востребована. Военная гидроавиация получила большое развитие в годы Великой Отечественной войны, но не потеряла свое значение и после. Гидросамолеты с тех пор всегда были в составе морской авиации», — отметил военный эксперт Дмитрий Болтенков.

На место крушения самолета для выяснения причин трагедии Минобороны направило специальную комиссию.

«В настоящее время идет расследование причин крушения самолета Бе-200, идут процедуры опознания, назначены технические экспертизы и юридическое исследование», — сообщили в министерстве сельского и лесного хозяйства Турции.

Официальную причину трагедии пока не назвали. Бе-200 мог разбиться из-за недостатка тяги и даже полного отказа двигателей в безвоздушном пространстве турецкого ущелья. Эта причина является типичной для тяжелых пожарных самолетов, которые тушат лесные пожары в условиях сопочной горной местности со сложным рельефом. Подобный случай произошел 1 июля 2016 года в Иркутской области — точно также разбился пожарный ИЛ-76 МЧС России.

«Все летчики знают, что кислород сгорает в ущельях, в горах и образуется "пустой колодец". Для работы двигателя нужен кислород, а его нет. И происходит остановка двигателя, самолет падает», — рассказал после трагедии в 2016 году начальник штаба авиаэскадрильи Василий Ерчев.

По мнению заслуженного летчика-испытателя СССР Виктора Заболотского, важную роль могли сыграть плохая видимость в горах и невозможность быстрого набора высоты:

«Уникальная, конечно, машина по своим летно-техническим качествам, но это же не истребитель. На истребителе, если вертикально поставишь, он будет идти нормально, а здесь немножко по-другому. Тут нужно рассчитывать после сброса и нужно иметь в виду, что впереди будет пологий участок набора высоты. Не такой, конечно, как с полным весом, но по крайней мере все равно это надо смотреть. Поэтому здесь либо не было рассчитано это все, либо не было видимости, либо произошел, может быть, отказ одного двигателя, тогда градиент набора сразу резко падает».

Своей точкой зрения на произошедшее поделился и турецкий журналист Абдуррахман Камбуроглу:

«Некоторые коллеги делятся информацией, что у этого самолета были неполадки с гидравликой, из-за чего ему приходилось совершать аварийную посадку, после чего проблема была устранена, но, видимо, проблемы продолжались. Турецкая сторона проявляла интерес именно к этим самолетам, был интерес покупки этих самолетов. Но с другой стороны были эксперты, которые возражали этому в том плане, что эти самолеты якобы были сконструированы работать на ровной местности, нежели в горных условиях».

Фото: Александр Маркин/CC_BY-SA 2.0
Фото: Александр Маркин/CC_BY-SA 2.0

Что известно о самолете?

Бе-200 — уникальный и самый большой в мире серийный самолет-амфибия. Первый контракт на него Минобороны подписало в 2013 году, однако тогда по техническим причинам исполнен он не был. Откорректированный договор заключили в 2018, и ведомство должно было получить 3 таких самолета - с оптико-локационной системой с тепловизором, что позволяет искать пострадавших на воде ночью и при плохой видимости, и с возможностью сбрасывать специальные спасательные контейнеры, которые помогают до прихода спасателей. За 14 секунд Бе-200 может набрать 12 тонн воды, что тоже отличает его от обычных пожарных самолетов и вертолет. Разбившийся Бе-200 совершил свой первый полет в феврале 2020-ого, летом того же года был передан военным и был головной машиной этой серии, а также входил в состав морской авиации ВМФ России. Самолет испытывали весной на северных авиабазах, в том числе на островном аэродроме Нагурское на архипелаге Земля Франца-Иосифа.

Среди погибших был Евгений Кузнецов, легендарный военный летчик, начальник 859-ого центра боевой подготовки и переучивания летного состава морской авиации и даже главный герой документального фильма «Форсаж. Возвращение».

Путин и Эрдоган

Президент Владимир Путин выразил глубокие соболезнования родным и близким погибших и наградил российских военных. В документе, опубликованном на сайте Кремля, отмечается, что пятерым летчикам посмертно присуждается орден Мужества:

«За мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные при тушении пожаров в Турецкой Республике».

«Вчера в Кахраманмараше во время тушения пожара потерпел крушение пожарный самолет. В результате аварии погиб экипаж, состоявший из граждан России и Турции. Приношу свои соболезнования», — заявил Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.