«23 августа 1939 года, нацистская Германия под руководством Гитлера и Советский Союз под руководством Сталина подписали пакт, изменивший историю и положивший начало самой безжалостной войне в истории человечества».
(Еврокомиссар по вопросам юстиции Вивьен Рединг)
«Пакт Риббентропа-Молотова от 23 августа 1939 года, заключенный между двумя тоталитарными режимами – коммунистическим Советским Союзом и нацистской Германией, привел к взрыву 1 сентября Второй мировой войны».
(Совместная Декларация Памяти и Солидарности Сейма Республики Польша и Верховной Рады Украины).
«Этой войны, этой страшнейшей драмы не было бы, если бы не пакт Молотова-Риббентропа … если бы решение Сталина было иным, Гитлер вообще не начал бы войну» (Антони Мачеревич, министр обороны Польши).
Короче, если б не пакт, то Гитлер умер бы пацифистом, а Европа пребывала в мире и довольстве. Вот до чего Сталин фюрера довел! Понятно, что вышеприведенные высказывания рассчитаны на людей с дошкольным мышлением. И авторы таких заявлений это прекрасно понимают. Но работа есть работа. Тогда в чем суть данных стенаний?
Споры о договоре между Германией и СССР, заключенном 23 августа 1939 года, продолжаются до сих пор с таким жаром, будто он заключен совсем недавно, причем даже раздаются требования «покаяться» за него, будто нынешнее поколение имеет какое-то отношение к стародавнему событию. Отчего так, ведь то было вполне ситуативное соглашение, вызванное расстановкой сил на определенный исторический момент? Его действие продолжалось меньше двух лет. Нечто подобное Россия заключала с Наполеоном (Тильзитский мир), да и немало других государств в своей истории имели подобного рода ситуативные соглашения. Но тут особый случай. Просто ужасный…
Западные историки и политологи вместе с нашими доблестными либералами объясняют это «разделом Польши» и всей Восточной Европы. По договору СССР получал право на доминирование в Прибалтике, Молдавии, Финляндии и на присоединение западной части Украины и Белоруссии. Чем Сталин и воспользовался. К Советскому Союзу были присоединены эти территории за исключением Финляндии, которая сумела отбиться в ходе войны 1939-40-х годов. Подобного соглашения Россия не заключала со времен разделов Речи Посполитой (тогда контрагентом также выступал Берлин).
Тогда и вправду произошло нечто ужасное? Нет, потому что критики пакта «забывают», что соглашению Риббентропа предшествовал Мюнхенский договор 1938 года о разделе Чехословакии. Не уведомляя Москву, Англия и Франция решили «улучшить» границы в Центральной Европе и разделить сферы влияния с той же Германией. Москву не стали уведомлять несмотря на то, что с ней велись переговоры о создании системы коллективной безопасности, направленной против нацистской Германии. И вот, совершенно неожиданно, эту «коллективную безопасность» послали куда подальше и отобрали у союзной Франции Чехословакии Судеты и Тешиский район (аннексирован Польшей). Взамен правящая элита Франции и Великобритании думала, что их государства оставят в покое. Однако Гитлер, закусил удила, немедля двинулся дальше. Пришлось вновь обращаться к Сталину и он согласился на возобновление переговоров по реанимированию системы взаимной безопасности. В августе 1939 года в Москву прибыла военная делегация Франции и Великобритании. После десятидневных переговоров выяснилось, что главы делегаций не имеют полномочий на заключение какого-либо соглашения. Попросту говоря, то был блеф, нацеленный на то, чтобы давить на Берлин. С СССР и Сталиным вторично обошлись более чем некрасиво. К удивлению наших либералов Сталин почему-то такое отношение терпеть не стал. Да и Гитлер не поддался на игру и сам прислал своего министра иностранных дел напрямую договариваться с Кремлем. Причем, в отличие от англо-французских делегаций, полномочия на заключение соглашения Риббентроп имел.
Перед Сталиным была альтернатива: продолжать играть по правилам Парижа и Лондона или начать собственную игру. Удивительно, но он решил сделать то, что не осмеливались делать цари – сыграть в свой покер. Ведь что предложил Берлин: включить в сферу влияния Москвы те территории, которые входили в состав российского государства раньше. Так почему бы не принять предложение? Да тем самым рушились переговоры о коллективной безопасности, но они давно зашли в тупик. Польское руководство не хотело принимать помощь от своего исторического врага – России. И В Кремле решили: не хотят – не надо, пусть воюют сами. Франция и Англия также тянули с восстановлением Антанты времен 1914 года. И последовал тот же ответ: тогда ведите войну сами.
И война состоялось, и мир увидел, что было бы, если в 1914-м года русская армия не пришла на помощь Франции в ходе поспешного наступления в Восточной Пруссии. Потому в 1941 году пришлось союзнические отношения восстанавливать в полном объеме. Если летом 1939 года вести переговоры послали никому не известных второразрядных деятелей, вроде адмирала в отставке Дракса, то в августе 1941 года премьер-министр Великобритании прибыл в Москву лично. Время валяния дурака закончилось.
Так почему договор 1939 года до сих пор воспринимается на Западе крайне болезненно? Потому что он стал принципиальным рубежом в отношениях между Западом и Россией в лице СССР. Традиционно ведущими державами и главными делателями мировой политики были Франция и Англия. Но 23 августа 1939 года Москва сама сыграла свою партию, столкнув лбами западные державы. Такого никогда ранее не было. Россия всегда была подыгрывающей стороной в карточной политике европейских государств. Ее всегда использовали, что в войнах с Фридрихом II, Наполеоном или кайзеровской Германией… И когда Россия В.В. Путина попыталась сыграть по своим нотам, это вызвало искреннее возмущение в западных столицах и в среде московского либералитета. Они всерьез считают, что право творить мировую политику имеют только избранные в лице нескольких западных держав. Остальные должны быть на подхвате. И, казалось, у западных держав в отношение СССР были к тому основания.
После революции новое государство воспринималось как проигравшее войну (Брестский мир) и едва вылезшее из потрясений гражданской смуты, то есть политическим аутсайдером (точно также воспринимали постсоветскую Россию в 2000-е годы). И оклемавшись, оно сделало привычное: руководство СССР предложило свои войска в деле спасения мира в Европе. Так было в XVIII веке, когда баланс сил грозил нарушить Фридрих II, так было в XIX веке при Наполеоне, так же произошло с кайзеровской Германией… И вот опять привычное – предложение спасти Европу от очередного «проказника» теперь в лице Гитлера. Когда тот нацелился на Чехословакию, Кремль предложил свое плечо. На этот раз в Париже и Лондоне отказались. Затем возник польский кризис и вновь Москва предложил использовать свою армию. И вновь в западных столицах по-хозяйски думали, как поступить: утилизировать эту силу или пока отставить? Решили до времени повременить (уж больно не хотелось пускать советские войска в Европу). Да и куда Кремль денется? И вдруг Сталин использовал их! Провел, не спросясь, свою комбинацию. Одной подписью Москва стала хозяйкой на пространствах в сотни тысяч километров. Подставили их, а не они Россию! Такого проигрыша западные державы от России еще не испытывали. Поневоле возмутишься!
Западные державы привыкли играть с другими (раздел Чехословакии – мелочь, один из многих эпизодов на эту тему; континенты не раз делили, а не то, что отдельное маленькое государство), но тут поделили другие и история пошла по совершенно иному, не зависящему от них, пути. Спустя всего несколько лет, в том числе как следствие пакта Молотова-Риббентропа, на мировой арене главными игроками остались США и СССР. Соединенные Штаты – ладно, но Советский Союз, то есть фактически Россия! Это же нонсенс! Нарушение многовековой политической традиции. Более того, если раньше в войнах российская армия помогала западным державам, то во Второй мировой войне западные государства помогали Красной Армии как ведущей силе! Они совершенно неожиданно оказались на подхвате у Москвы. Не только главе правительства Великобритании, но даже США пришлось ехать в Тегеран и Ялту, чтобы договариваться с этой силой. Как такое могло случиться? Непонятно. И началось все с пакта Молотова-Риббентропа. Так как могут относиться на Западе и, соответственно, российские либералы, у которых лакейское отношение к Западу выработалось на генетическом уровне, к этому соглашению даже спустя много десятилетий? Только как к чему-то неправильному и роковому!
Одним словом: ужас!
Более того, кажется Совет Европы (или подобная организация-отстойник для политических болтунов) в 2019 году приняла резолюцию возлагавшая развязывание Второй мировой войны на Советский Союз. Сделано это было ради одной цели: отвести вину с Запада.
Ведь ясно, что не Сталин привел Гитлера к власти, не он аннулировал военные статьи Версальского договора и разрешил воссоздать германскую армию в 1936 году. Не он согласился с объединением Австрии и Германии, затем с ликвидацией Чехословакии, что коренным образом изменило соотношение сил в Европе. Не он раздул конфликт с Польшей до уровня мировой войны.
Как было дело?
Весной 1939 года произошли столкновения поляков с немецким населением северных польских городов. Сотни беженцев устремились в Данциг, населенный преимущественно немцами. Гитлер потребовал решения проблемы с немецким меньшинством Польши и присоединение Данцига к Германии. Однако его план урегулирования проблемы был отвергнут. Тогда решено было начать войну. Причем 20 миллионов поляков рейху были совершенно без надобности. По окончании военных действий предполагалось подписать мирный договор и на том все закончить. Чтобы Польша в будущем не думала о реванше решено было вернуть украинско-белорусские земли СССР. Без глубокого тыла польское государство было не способно к наступательным военным действиям. Однако в конфликт вмешались Франция и Великобритания. Они объявили Германии войну. Причем вслед за Англией в войну оступили ее союзники-доминионы - Австралия и Новая Зеландия (3 сентября), Южно-Африканский Союз (6 сентября), Канада (10 сентября). Так локальный конфликт по воле Лондона перерос в мировой.
Так что по факту именно Лондон и Париж развязали мировую войну. А дальше все пошло своим чередом. Германия вынуждена была сохранить оккупацию Польши и начать наступление на западном фронте и т.д. Ненужная на тот момент Германии мировая война стала фактом.