Статья уже вышла, и тут меня настигла весть, что на бардовской википедии под названием Бардс.ру ошибочно указан возраст Романа Ланкина. А уже ведь репостов 15 случилось. И комментов море, особенно в ФБ. Короче, друзья, есть две новости, одна хорошая, другая не очень. Хорошая новость - поздравлять можно. Никакое это не сорокалетие. Не очень - оказывается на данные Бардс.ру полагаться можно далеко не всегда. Впрочем, как и на данные википедии - она же просто с Бардс.ру себе содрала и довольная ходит!
Все остальное, кроме сорокалетия в этой статье - чистая правда, и плоды моего довольно долгого размышления. Больше ничего менять не стану. Статья хороша и ее жалко перекраивать.
Я-то сразу бы отнес Рому Ланкина, несмотря на молодость, в рубрику #великие барды, боюсь только, большинство сегодняшних мэтров с этого момента со мной здороваться перестанут. А оснований для этого, между прочим, предостаточно. Знаете, в середине 80-х буквально ракетой с космодрома влетел в авторскую песню Михаил Щербаков. И не просто влетел, а запустил новый песенный язык, который быстро-быстро перерос в отдельное направление в нашей песне, в этакое филологическое. То есть, запел Щербаков, и авторская песня стала немного иной. Сразу. Другое дело, что очень многие сегодняшние мэтры его и по сей день не признают. Но Михаила Константиновича все же я бы мог поставить в разряд великих, если не для мэтров, то для огромной части аудитории авторской песни в этом не будет ни вопросов, ни сомнений. А вот с Ланкиным такая наглость не пройдет, хотя эффект появления Ромы в нашей песне примерно такой же. Но Ланкин – не автор. К исполнителям отношение несколько иное. Их, разумеется, любят и ценят, на их концерты ходят даже с большим желанием и удовольствием, чем на концерты авторов порой, вот только эта любовь, уважение и востребованность как бы второго сорта.
Сегодня Роме сорокез. Такую дату как бы не принято отмечать, и поздравления принимать в такую дату тоже как бы не принято. Но вот статью-то написать и опубликовать в день такой круглой даты точно не повредит. Да и самому герою отправить, не настаивая на поздравлениях…
Тема исполнительства в авторской песне очень уж серьезно никогда не рассматривалась. В авторской песне задают тон авторы. Ну так и саму эту песню так ведь и называют – логично. Однако, положа руку на любой важный орган, где бы были эти авторы, даже самые великие, если бы их песни не подхватывались тут же сотнями голосов? Это риторический вопрос, отвечать на него даже мысленно не стоит. Да, авторская, а тогда еще просто самодеятельная (что куда точнее, между прочим) захватила страну, когда зазвучала у туристских костров, в студенческих общагах, на студвеснах, и, конечно же, на фестивалях. Которые первоначально и были простыми турслетами.
Однако, исполнительство в нашей песне, это не совсем песенные костры. Исполнительство – это уже концертные площадки фестивалей, да и просто концертные площадки. Первыми исполнителями были сами авторы – этой стези не минул никто. Окуджава начинал как исполнитель романсов, постепенно вводя в программу свои великие песни, исполнителем выступал Высоцкий. Но, пожалуй, первым из великих занялся исполнительством, не распевая просто хорошие песни, а продвигая именно песни уже складывающейся песенной культуры и имена неизвестных авторов, Визбор. Чуть позже юный тогда Владимир Ланцберг уже методично знакомил своих почитателей с творчеством друзей-авторов, и делал это очень высококлассно.
Однако до появления Елены Камбуровой с целыми программами авторской песни, а затем и своего театра песни, исполнительство, как отдельный вид песенного творчества, пожалуй существовало только в виде номинации в конкурсных жюрейских листах на фестивалях. А в восьмидесятые как будто прорвало – десятки прекрасных ансамблей авторской песни, потрясающие аранжировки любимых песен, десятки уже известных исполнителей с концертами. Уже за пределами исключительно бардовского информационного поля возникли сначала Галина Хомчик, а затем и Лидия Чебоксарова. Прорвало, короче.
Простите за этот вступительный ликбез. Я-то о Романе Ланкине, а это намного позже. И прежде, чем объяснить подробно, почему я склонен к статьям о нем ставить хэштэг #великие барды, я хочу показать вам в его исполнении что-нибудь из самой классической классики.
Кто-то может сказать – мне вариант автора ближе, и я не стану спорить. Но тут нужно понимать – Окуджава, это же не просто человек какой-то, выступавший с песнями, Окуджава – это очень объемный образ. Образ великого и мудрого поэта, образ целой эпохи. Человек в таком образе и не мог петь свои пени более эмоционально, чем он это делал, ну а играть как Ланкин он попросту не умел. Хотя с возрастом тоже стал все более ценить богатый аккомпанемент, приглашая в качестве аккомпаниаторов и гитаристов, и пианистов.
А кто такой Ланкин для стороннего зрителя? Что за судьба за ним, что за эпоха? А никакая судьба, и никакая эпоха. Хотя, это, конечно, вовсе не правда. Все это за ним есть, но не для стороннего зрителя. Его образ еще не сложился на тот момент, когда он впервые вышел к микрофонам со своими аранжировками классики и с песнями своих друзей, сибирских авторов. Я, кстати, видел его при одном из первых появлений на Грушинском, когда он стал лауреатом Второго канала у Владимира Ланцберга. Именно Владимир Исаакович увидел первым великий Ромин творческий потенциал. Основной конкурс Ланкина не разглядел. Да и не мог разглядеть. Основной конкурс боролся за чистоту жанра, даже не понимая, что авторская песня – это никакой не жанр, это намного больше и принципиальнее, это отдельная уникальная песенная культура, какой нигде и никогда более не возникало.
Я вот специально поставил вам именно эту запись, чтобы можно было видеть не только самого Рому, а еще и зрителей в зале, то как с удовольствием не молодые уже люди, знавшие, может, самого Визбора, ходившие с ним на сплавы и катавшиеся с ним на горных лыжах подпевают тихонько и с доброй улыбкой. А ведь невозможно подпеть, если песня «испорчена», невозможно поймать ни ритм, ни мелодию, если песня противоречит авторскому замыслу.
На самом деле, Ланкин, не напрягаясь, и ни на чем особенно не настаивая, сделал исполнительство в нынешней авторской песне совсем другим. И даже не потому, что он так здорово играет, что мало кто может это повторить. И не потому, что он очень артистичен и эмоционален. Роман Ланкин, во первых, один из первых исполнителей стал относится к своему делу, как к настоящему исполнительскому театру. Он ведь работает с песней примерно по тем же лекалам, по которым делал свои исполнительские чтецкие программы великий Сергей Юрский. Каждая песня решается как пьеса, и играется как пьеса. Каждая песня получает еще и дополнительные смыслы, и дополнительный образный ряд. В его исполнении любая песня приобретает дополнительный объем. И, что самое главное, не просто пересказывает наизусть известную историю, а рассказывает о том, чем она дорога самому исполнителю, и вполне может быть дорога и вам.
Ну а во-вторых, Рома вытаскивает своими решениями те ценности, которые понятны и близки в нашей песне сегодняшнему слушателю. Он как переводчик уровня Пастернака делает классиков доступными и ценными для своих современников. Ну, представьте для сравнения, что Гамлета или Ромео и Джульетту играют по сей день так же, как играли в Шекспировском Глобусе! В постановке самого. Много бы нашлось желающих это смотреть, кроме искусствоведов?
И, чтобы еще усилить тему исполнительского театра, который, ей Богу, недооценен основательно, я хочу показать вам еще и вариант театрального капустника, на который Рома тоже горазд. Конечно, и сам Сан Саныч Дольский из этой песни устраивал целое представление в свое время, но то, что устроили на концерте в Гиперионе Ланкин и замечательный музыкант Дмитрий Толпегов – это уже и вовсе большое шоу. Такое, что можно на одну эту песню продавать билеты! А это ведь небольшой фрагмент большой программы. Представляете, в каком состоянии люди выходят с такого камерного, между прочим, даже очень камерного концерта. Гиперион – это же не концертный зал, а просто книжный магазин, проводящий отличные концерты.
Понимаю, что уже слишком долго держу вас в своей статье. Она и сама-то не слишком короткой получилась, а если учесть, что песни тоже весьма продолжительные, то уж никак не меньше получаса вы тут на мои разговоры потратили. Пора заканчивать. И закончу я, в хорошем театральном стиле тем же, с чего и начал, но на другом уровне.
Я, конечно, воздержусь пока от того, чтобы ставить под статьей тот самый хэштэг #великие барды, а то, что он появился в самом тексте, давайте пока считать данью уважения к тем авторам, чьи песни исполняет здесь Роман. Пока. Никакое искусство, никакое творчество не может существовать в рамках того времени, в которое оно возникло. Ну просто если такое произойдет, это искусство мгновенно перейдет даже не в явление фольклора, а просто в музейный экспонат. И как бы наши ревнители чистоты жанра не настаивали на таком странном развитии без развития авторской песни, этого не будет. И не должно быть. Это – смерть всего, что нам в этой песне дорого. А зачем нам очередная смерть авторской песни? Сколько раз ее не объявляли, она на следующий же день доказывает, что «слухи были преждевременны». Творчество замечательного исполнителя Романа Ланкина – лишнее подтверждение того, что песня наша «живее всех живых». Немного жаль, что рядом с Ромой и вровень с ним пока никто не встал. Повторять уже многие научились, но вот быть совершенно самостоятельным и самобытным на этом уровне пока никто не смог. Это с одной стороны говорит, конечно, о невероятно мощном таланте этого парня, а с другой стороны, высвечивает как раз большую проблему – ну нет у нас достаточного количества людей, умеющих разъяснить, что исполнительство – это не искусство магнитофона, а самостоятельное творчество, не менее важное и серьезное, чем само авторство. Требует это дело и теоретических обоснований, и учебных методик тоже.
Впрочем, есть надежда на совсем сегодня юных и на их педагогов. Я покажу вам песню Ирины Левинзон в исполнении моих друзей Ольги Платоновой и ее ученицы Ярославы Максимовских. Ярослава и начала-то с Роминого варианта "Барабанщика" Булата Окуджавы. Очень технически сложное решение, но когда Ланкин увидел и услышал впервые Ярославу, он был восхищен и талантом, и техникой и трудолюбием этой маленькой девочки, да и талантом педагога тоже. С той поры дружат.
Но гораздо интереснее, когда эти исполнители уже не повторяют чьи-то решения, а ищут и находят собственные. Понятно, что пока в аранжировке больше Ольги, чем Ярославы – это закономерно. Но вот нынешней весной они играли свой сольник у нас в Перми, и я слышал несколько самостоятельных решений, сделанных уже самой Ярославой. А это значит, у исполнительства в нашей песне подрастает достойная смена. И за это тоже спасибо Роме. Кстати, с Днем рождения, хотя как бы и не принято в такую дату поздравлять.