У всех людей есть набор стереотипных поведенческих реакций или последовательностей действий. Иногда мы замечаем их, иногда действуем бессознательно. Разберемся с вопросом на примере шопинга.
Делать покупки в 21 веке - это как пройти полосу препятствий. Мир предлагает большое разнообразие. А психика наша этого не любит. Ей подавай стабильность и понятность. Потому, чем боше гипермаркет с продукта, тем больше ей придется напрячься и делать выбор. И это еще удачный расклад. У некоторых сознание так сильно протестует, что они безвольно накидывают в корзины все что влечет и бегут на кассу.
Поэтому в реальности, если нет списка покупок или вы постоянно покупаете разное (я имею ввиду продукты), то будет на порядок сложнее ориентироваться. А маркетологи еще и постарались усложнить жизнь. Пользуются нашими паттернами во всю и манипулируют сознанием.
Небольшой пример, как это работает. Хозяйка ювелирного магазина закупила 2 десятка колье с камнями разных цветов. Почти все разошлись за исключением ярко голубого. Самый непопулярный цвет. Хозяйка ждала все лето, в надежде, что пока девушки в отпусках, кто то выкупит несчастные остатки. Меня выкладку. Рекламу включала. Увы. Тогда она позвонила продавцу и попросила напечатать ценник со скидкой в 50%. Девушка на кассе по ошибке увеличила ценник на те самые 50%. Результат: колье продалось меньше чем за неделю.
Надеюсь, все поняли как четко сработал стереотип о цене. Дороже обычного = качественно и престижно. Мы сейчас не будем ковыряться в истории этого стереотипа. Посмотрим только на результат.
Вывод:
Думать надо критически. Смотреть дальше ценника и отслеживать собственный мотив. Покупая вещь, я правда выбрал ее потому что она хорошая или мне это решение навязали убеждения? Забавно работает наша голова. Многие скажут, что всегда думают перед покупкой. Но как показывает статистика - ничего подобного. Иначе не плодились мы магниты и пятерочки со скоростью света.
А теперь сложными словами:
Повышение цены не гарантирует повышения характеристик с определенного уровня, ведь где-то есть граница, где качество уже не пропорционально вложенным ресурсам. Самое интересное жить на этой границе, зная, что границы для тебя нет. Можно покупать и дешевое и дорогое одновременно.
- И на последок пара правил закупки продуктов. Они сформировались для меня после совершеннолетия. И по сей день работают.
- Список постоянной еды. Я примерно знаю, что ем много индейки. На втором месте фарш. Еще я всегда делаю яйца на завтрак. 70% продуктов в моей корзине постоянные. И лишь 30% - это разные плюшки и вкусняшки по сезону или настроению.
- В магазин хожу со списком. Забыла что то - поздравляю, есть повод пойти в магаз завтра. На полках полно разнообразия. Без бумажки велика вероятность нахватать красных ценников и ненужного барахла. Психике сложно выбирать из такого большого ассортимента.
- Никакой истории про "3 говна по цене 2". Это просто увеличение чека для магазина.
- Проверенные бренды. Если я знаю 70% постоянной еды, то и фирмы я выбираю одни и те же. Знаю полки, где стоит мой товар. На ненужные бренды время не трачу и даже не смотрю. Если захочу - есть интернет.
- Вы обращали внимание, что в магазине всегда играет приятная музыка, а все нужные вам продукты находятся в разных углах? А умные продаваны еще и выкладку меняют каждую неделю. Если составите список и пойдете по нему в магазин, то быстро заметите, как задолбались наворачивать круги с тележкой. И всегда на входе вас встречают овощи и фрукты. Это сделано для самых ленивых. Напишите в коментах, если интересно. Поясню в чем прикол.
- Прикассовая зона. Самый сложный момент. Покупаем только, если было в списке. Чаще всего все берут там что-то. Потому что это импульсивная покупка. Ведь перед этим ты пол часа нарезал эстафету по рядам, чтобы купить мясо и молоко. Надо же себя и похвалить за труд шоколадкой или сигами.