Найти в Дзене
Lace Wars

Испанское наследство, каталонский сепаратизм и кастильские путаны

Война за Испанское наследство была крупным европейским конфликтом, где на кону стоял испанский престол, оказавшийся вакантным после смерти Карлоса II из династии Габсбургов, не оставившего наследников. Главными претендентами на корону были: французский герцог Филипп Анжуйский – представитель династии Бурбонов и внук Людовика XIV, и представитель австрийской ветви Габсбургов, эрцгерцог Карл, сын императора Леопольда I. Конфликт был нешуточный, на стороне Филиппа стояли все ресурсы его деда – без сомнения, самого могущественного монарха тогдашней Европы, а также испанские королевства Наварры и Кастилии (располагавшие широкой автономией внутри Испании). На стороне эрцгерцога было испанское королевство Арагона и так называемый Второй Великий альянс – военный союз Австрии, Англии, Нидерландов, Дании, Португалии и Савойи, намеревавшихся дружно всей компанией бить Людовика.

В 1704 году союзники осадили Гибралтар – это удалось провернуть благодаря тому, что их флот контролировал море, в то время как с запада им оказывал поддержку король Португалии Педру II. Гибралтар защищали едва ли пять сотен человек, большинство из которых были наспех собранным ополчением из местных жителей. Крепость располагала примерно сотней орудий, большая часть которых безнадежно устарела и не могла дать отпор английским кораблям. После двух дней боев губернатор крепости дон Диего да Салинас согласился сдать Гибралтар принцу Гессен-Дармштадтскому, действовавшему от имени и по поручению «короля Карлоса III», как теперь называли эрцгерцога Карла. Любопытный момент: город сдали «Карлосу III», то есть австрийцам, но англичане, как самые сильные среди союзников, сразу «отжали» его себе, и больше уже никому не возвращали.

Два года спустя Филипп Анжуйский, он же король Фелипе V, выступил из Мадрида во главе армии примерно в 30 000 человек, намереваясь взять Барселону –один из ключевых городов королевства Арагон и оплот Карлоса III (они оба называли себя королями Испании). И пока французский претендент осаждал город, сторонники эрцгерцога Карла вместе с английскими и португальскими войсками выступили с территории Португалии и двинулись прямиком на Мадрид, который остался практически беззащитным. Уже 29 июня 1706 года эрцгерцог Карл был официально коронован в испанской столице под именем Карлоса III, однако сам город встретил нового монарха угрюмым молчанием.

Региональные проблемы Испании – вещь очень запутанная и сложная, и углубляться в них мы не будем. Скажем лишь, что пресловутые испанские проблемы с Каталонией начались не сегодня. Любители гуглить без труда смогут найти флаг старого королевства Арагон и увидят, что он практически идентичен флагу Каталонии, которым щеголяют местные сепаратисты. И арагонцы поддерживали австрийского претендента – именно поэтому оплотом его сторонников в Испании была именно Барселона. Именно поэтому этот город очень хотел отбить Филипп Анжуйский, столь легкомысленно оставивший Мадрид без защиты. А Мадрид – сердце и душа Кастилии. А в Кастилии, в свою очередь, не очень-то жалуют каталонцев, не говоря уже о том, чтобы принять из короля. Именно такое положение может объяснить логику последующих событий.

Итак, Карлос III уселся на трон в столице, которая молча ненавидит его. Но ничего поделать с ним не может – за ним английские и португальские штыки. И тогда захваченный, но не сломленный город применил необычное, но эффективное оружие. На начало XVIII века в Мадриде насчитывалось около сотни борделей, где местные кабальерос утоляли свою тягу до плоти. И случилось удивительное – «матроны» домов терпимости провели неофициальное собрание, на котором решили бороться с оккупантами теми средствами, что им даровал Господь. А именно – красотой и венерическими болячками. Было введено неофициальное правило – обслуживать неприятельских солдат берутся только заразные девки. Их тщательно отмывали в ваннах с духами, давали лучшие платья и всячески доводили до «кондиции», после чего отправляли «на передовую». И сработало – по масштабам нанесенного вреда партизанская война проституток ничем не уступала победе в небольшом полевом сражении. За короткий срок мадридские госпитали буквально наводнили больные солдаты – всего с разными болячками, включая сифилис и гонорею, слегли примерно 6000 человек.

Что касается Карлоса III, то процарствовал он в Мадриде недолго – уже спустя месяц французские войска заняли столицу Испании для Филиппа Анжуйского, вынудив австрийского претендента убраться в Каталонию.