Найти тему
Будни психолога

Полезный пост в преддверии нового учебного года

Как думаете, кто больше заслуживает похвалы: человек с ампутированными конечностями, который проплыл 800 метров или мускулистый спортсмен, проплывший 8000?

Сложный вопрос? А если мы оценим усилия, которые они прикладывали? А если еще примем во внимание изначальные условия соревнования: ограниченные возможности и полноценное здоровье? Ответ становится очевиден.

Достижения, заслуживающие нашей похвалы, имеют прямое отношения к тем условиям, в которых они проявлялись. Подлинный успех – показатель того, что человек преодолел самого себя, даже если для других сделать подобное не составит труда.

Например, у ребенка слабые лингвистические способности. Если он принес домой «тройку» по английскому, это может означать, что он много трудился для того, чтобы подтянуть то, в чем он слаб. А вот если он же обладает развитым математическим мышлением и принес «четверку» по математике, скорее всего он был ленив и невнимателен, так как легко мог заработать «пятерку». Но часто родители акцентируют внимание на «тройке» по английскому, а не на ситуации с математикой.

Чему в данном случае учится ребенок? А тому, что в «легких» для него уроках усилий прилагать не нужно, так как при самых посредственных успехах он получит родительское одобрение. А в тех предметах, что даются тяжело – не хватает мотивации. Ведь он всё равно получит критику в ответ на свои усилия.

Нравится ли вам такое отношение детей к учебе? Мне – однозначно нет. Мне хочется, чтобы дети радовались своим талантам и не отчаивались по поводу слабых сторон. Как же правильно? Поощрять сильные способности ребенка, но ставить превосходящие их задачи обучения; поддерживать его слабые стороны и радоваться даже незначительным достижениям.

-2

К сожалению, учителя не могут учитывать индивидуальные способности каждого ребенка и меряют всех одной линейкой (увы и ах! Так составлен учебный план). Поэтому формирование потенциала развития ребенка входит в зону ответственности родителей. Мы, взрослые, можем сознательно избегать ситуаций, в которых наша несостоятельность будет заметна. Например, если вы плохо готовите, вряд ли будете собирать у себя званный ужин. А если и соберете – то выберете доставку. У школьника ситуация другая – он не может выбрать те предметы, которые ему нравятся. Он вынужден конкурировать с другими (порой более сильными) учениками и слушать негативные комментарии в свой адрес.

Что же должны донести родители до своего ребенка? «Будь спокоен! В жизни не нужно уметь всего. То, что нужно у тебя и так получится. Но просить о помощи – не стыдно!»

Если с детства поощрять в человеке те сферы деятельности, в которых он проявляет талант, он вырастет счастливым. А что еще нужно?