Найти тему

Ввела в заблуждение читателей моего романа, но ненамеренно...

Я редко смотрела на купол храма св. Екатерины (тот, что на Кадетской линии Васильевского острова). Училась практически напротив этого храма, постоянно открывала и закрывала , покряхтывая, очень тяжёлые двери филологического факультета Университета им. А.Герцена, была то в отличном, то в отвратительном настроении, то бежала на лекции, то с лекций, то на экзамены, то с экзаменов...Иногда ходила есть пирожки в кондитерскую Штолле и смотрела на что угодно (чаще всего на собеседников), но не на храм. Он и виден был плохо. Особенно из окна моей первой оранжевой крошечной машины, верного друга не очень юной студентки, спешащей поздним вечером (бакалавриат был очно-заочный) домой, к маленьким дочкам.

А зачем смотреть на купол, мягко подпирающий своей широкой светлой макушкой низкое питерское небо, если он не только очень высоко, но ещё и пуст?

Пуст и пуст. Могла бы задуматься, что именно в Петербурге, где подавляющее большинство храмов вполне неплохо отреставрированы и увенчаны новенькими крестами, это странно.

О третьем хранителе города, несчастном "Ангеле - Пустые Руки" или "ангеле -пионере", который был скинут именно с этого уютного купола, я узнала на курсах экскурсоводов. Потратила я как-то два летних месяца на эти курсы, познакомилась с очень интересными людьми и не менее интересной информацией о родном (а часто ли мы изучаем самое родное и близкое?) любимом городе.

Пусть, это лишь красивая легенда, но при мысли, что три ангела -- бронзовый, серебряный и золотой (ангел на вершине Александровской колонны, храма св.Екатерины и Петропавловского собора, соответственно) хранят твой город, становится как-то очень хорошо на душе. Ну, куда мы без ангелов...

На самом деле, ангел с вершины храма св.Екатерины был не серебряный (даже не посеребрённый), он был деревянный -- сосна, осина, берёза. С довольно странным и печальным лицом. А сверху обит свинцовыми листами, выкрашенными серой краской. Почему "пустые руки" и "пионер"? Его скинули с купола, вырвав крест из рук. Руки остались пусты, а правая, наполовину лишившаяся кисти, поднята вверх, будто в пионерском салюте.

Ещё на куполе, но уже без креста...Фото из открытых источников.
Ещё на куполе, но уже без креста...Фото из открытых источников.

Говорили, что ангел на реставрации. Потом он вновь появился на куполе. Я очень обрадовалась, снизу ангел был виден не очень хорошо, но всё честь по чести, массивный золотой крест в руках, мокрый ветер чуть колышет тяжелые серебристые одежды вестника.

И воспоминание об это м ангеле внезапно стали частью моего последнего романа. Герой видит его в не самые лучшие минуты своей жизни. Видит и чувствует надежду.

"На перекрёстке загорелся красный сигнал светофора, и Матвей чуть нагнулся к окну, чтобы увидеть серебряную фигуру с крестом, венчающую малое небо массивного светлого купола, под бесконечной синевой купола небесного.

Этот ангел был ангелом простонародным, с грубоватыми чертами лица, вырезанный из дерева и покрытый свинцовыми листами и серебряной краской. Он по-мужицки перенёс все мучения, крест из рук выдрали, насмешливо окрестили в народе «пионером», очень уж похож был жест пустой руки на пионерский салют, потом и вовсе сняли, соединив не с небом, а с землёй, полной грязи и страданий."

А потом я узнала, что ошиблась. На вершине купола устроился не восстановленный исторический ангел, а его копия. Сделанная по максимально приближенной к исторической технологии, из массива лиственницы.

Новый ангел, будто хочет сделать шаг и сойти прямо по куполу, вниз...Фото из открытых источников.
Новый ангел, будто хочет сделать шаг и сойти прямо по куполу, вниз...Фото из открытых источников.

А где же тот, исторический, настоящий?

Он переехал в мой любимый Смольный собор, и я умудрилась его не увидеть, хотя бывала там последнее время частенько.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Лик его не восстановлен, и страшные следы времени и истории видны сразу.

-4

Вот такая история. Надеюсь, читатели простят меня.