Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Откуда взялась культовая сцена из фильма «Эквилибриум»?

Дорогие друзья, вы удивитесь, но на Западе фильм «Эквилибриум» почти никому неизвестен. А если кто-то из киноведов его и видел, то оценивает весьма прохладно, если не сказать, относится к нему откровенно враждебно. И это в то время, когда в России каждый уважающий себя любитель фантастики или же поклонник нео-нуара знает кинокартину почти наизусть, будучи способным «воспроизвести» любую сцену.

Кадр из фильма «Эквилибриум» (2002)
Кадр из фильма «Эквилибриум» (2002)

О происхождении одной из сцен, точнее говоря, одного из самых сильных эпизодов фильма мы сейчас и поговорим. Если вы не видели ленту, то дадим некоторые вводные. В будущем, после очередной мировой войны остатки человечества обитают в городе-государстве Либрия. Здесь запрещены всякие эмоции. А любые предметы, способные их пробудить - «вне закона». За этим следит особое подразделение «Тетраграмматон» (название намекает, что структура подобна военно-монашескому ордену).

Кадр из фильма «Эквилибриум» (2002)
Кадр из фильма «Эквилибриум» (2002)

Служащие этого особого подразделения охотятся за «эмоциональными преступниками», в том числе представителями организованного сопротивления, которые пытаются спасти остатки искусства. Во время одного из рейдов было найдено «гнездовье сопротивления». Известное количество вооруженных «партизан» укрылось в комнате без света. Тогда один из клириков-карателей выбивает дверь, оказавшись в полной темноте. Затем действие можно видеть только через отсветы пистолетных выстрелов. Сцена, вне всякого сомнения, сильная.

Кадр из фильма «Эквилибриум» (2002)
Кадр из фильма «Эквилибриум» (2002)

А заодно она позволяет установить, чем вдохновлялся режиссер Курт Виммер. В данном случае речь идет о начальной части классического нуара 1946 года «Убийцы», который был поставлен Робертом Сьодмаком по рассказу Эрнеста Хемингуэя. В частности, речь идёт о сцене, когда уставший бежать и скрываться Оле Андерсон по кличке «Швед» дожидается своей смерти в тёмной комнате.

«Доппельгангеры» советского кино

Он видит, как некто перекрывает свет, пробивающийся в щелочку под дверью. Это его убийцы. Затем дверь распахивается, и лица покушающихся можно будет разобрать только в свете вспышек выстрелов. И это отнюдь не единственное «совпадение». И в «Убийцах», и в «Эквилибриуме» активно используется контровое освещение, когда вы можете рассмотреть лишь очертания фигуры одного из персонажей.

Кадр из студенческой куросовой работы «Убийцы» (1956)
Кадр из студенческой куросовой работы «Убийцы» (1956)

Самый загадочный кино-монстр в стиле инфернопанк

И ещё один интересный момент. В 1956 году студент ВГИКа Тарковский сдал курсовую работу, которую характеризовал как экранизацию рассказа «дяди Хэма». Опять же роль «Шведа» в ней исполнил молодой Василий Шукшин – это его первое появление на экране. Однако на практике это была точная «калька» с первой четверти фильма Сьодмака. Хотя от студентов и не требовалось безусловного самостоятельного творчества. Лишь понимание проблемы и методов работы