Найти тему
Путешествия с фотокамерой

Забытые инновации СССР: заброшенная уникальная техника, которой не нашлось места в современном мире

Технологии не стоят на месте, ведь наш мир стремительно развивается.
И для решения разных технических задач люди всегда старались придумать что-то интересное. Например, автомобиль, который будет ездить по рельсам. Или "авто" на лыжах, предназначенное для передвижения в условиях Крайнего Севера. Но не сложилось. И очень многие уникальные и интересные проекты сейчас оказались заброшены.

А экспериментальные экземпляры в лучшем случае попадают в музеи.
Но не всегда. Иногда они просто доживают свой век где-нибудь на задворках.

Экраноплан "Лунь"

Про эту впечатляющую махину слышал, наверное, каждый, кто интересуется техникой. Но обделить вниманием этот уникальный проект и не упомянуть его было бы совсем неправильно. Да и американцы окрестили его "убийцей авианосцев".

По сути, "Лунь" - это что-то среднее между кораблём и самолётом. Внешне он больше похож на самолёт, но двигаться может над водой.

Автор фото: Irina Shishkina/Unsplash, по лицензии СС0
Автор фото: Irina Shishkina/Unsplash, по лицензии СС0

Если упростить, то экранный эффект — это как воздушная подушка. Только в отличие от неё он образуется не нагнетанием воздуха, а набегающим воздушным потоком. Под нижней плоскостью крыла создаётся повышенное давление, которое и помогает удерживать машину. Но работает это всё на очень небольших высотах - до 10 метров.

Фото: Wikimedia Commons/Fred Schaerli, по лицензии CC ASA 3.0
Фото: Wikimedia Commons/Fred Schaerli, по лицензии CC ASA 3.0

Ну а для выполнения своей основной задачи экраноплан оснащали шестью противокорабельными ракетами, каждая из которых была способна потопить любое судно.

Планировалось построить 8 экранопланов такого типа. Но деньги кончились, проект признали нецелесообразным. Сейчас "Лунь" находится на берегу Каспийского моря рядом с Дербентом, в строящемся парке "Патриот".

Ка-30

А вот аэросаням повезло больше. Подобные агрегаты успешно выпускались с 1962 года и работали в условиях Крайнего Севера вплоть до 80-х годов. В основном в тех местах, где авиацию использовать дорого, а перевозить грузы и людей надо.

Кузов из клёпаного алюминия, вместо колес - лыжи, а сзади - два пропеллера и двигатель "АИ-14РС" мощностью 260 л. с., который мог разгонять эту машину до 140 км/ч.
Но в 90-х почти все аэросани были выведены из эксплуатации, так что их история затерялась. Единичные экземпляры сейчас изредка всплывают у коллекционеров и реставраторов. Ну, или на задворках музея техники. Как вот эти две весёлые машины.

ГАЗ на рельсах

Тут хочется сказать фразу: "Голь на выдумки хитра". Ну, или: "Хочешь жить - умей вертеться". А как иначе, если у тебя есть автомобиль ГАЗ-12, но тебе нужно инспектировать узкоколейные железные дороги? Конечно, по рельсам ездить намного удобнее, чем где-то по лесу и полю рядом.

Поэтому авто, которое сначала служило в качестве кареты скорой помощи, переделали на железнодорожный ход.

Подобных экземпляров в СССР было сделано всего два. И они исправно выполняли свои обязанности и с комфортом возили начальников по рельсам. Ну а после того как узкоколейные железные дороги были закрыты, авто оказалось в Переславском железнодорожном музее.

Ил-102

Самолёт Ил-102 был разработан в ЛИИ имени Громова и по всем своим лётным характеристикам превосходил выпускавшийся и стоявший в то время на вооружении Су-25.

Опытный экземпляр на испытаниях показал себя намного лучше. Но тут вмешался политический и финансовый фактор: денег для запуска "такого же, но чуть лучше" не нашлось. В результате один из экземпляров был установлен на постамент рядом с ЛИИ, а второй очень долго "валялся" на Ходынском поле в Москве, пока не был перевезён под Малоярославец, на одну из площадок музея Вадима Задорожного.

"Буран"

Космические челноки должны были бороздить пространство, но в результате прозябают в заброшенных ангарах на космодроме в Казахстане.

"Буран" один раз даже побывал в космосе и благополучно вернулся на Землю. Но в 90-е космическая программа была свёрнута. А в 2007 корабль капитально пострадал в результате обрушения крыши ангара.

-7

А на фотографиях - челнок "Буря" и его макет. "Буря" была полностью построена, но не совершила ни одного полёта. Так и осталась пылиться в ангаре.

Этим летом в ангар на космодроме пробралась группа уличных художников, которая расписала "Бурю" граффити.

С одной стороны, всё логично и предсказуемо: технологии развиваются, всё идёт своим чередом, и одни разработки сменяют другие. Но с другой - мне всегда обидно, когда вижу такие заброшенные экземпляры, в которые люди когда-то вкладывали свои знания, силы и время.