или о Третьем Законе Ньютона в политике
Сериал «Паук» был показан по Первому каналу еще в 2015-м году. Однако посмотреть его мне удалось только недавно. Это третья работа из серии сериалов (простите невольную тавтологию), созданных коллективом, до этого создавшим сериалы «Мосгаз» и «Палач». Третье громкое уголовное дело, которое раскрывает отдел МУРа во главе с майором Черкасовым. На этот раз речь идет о дерзком ограблении фабрики Гознака. Нужно сразу отметить, что фильм сделан мастеровито. Работали профессионалы. Детективный сюжет в лучших традициях жанра, когда последовательно подозревают несколько человек, но преступником оказывается тот, на кого думаешь в последнюю очередь. Несколько романтических линий в самых разных вариантах. Склоки и интриги в «дружном женском коллективе» московского Дома моделей одежды. Всё это поддерживает интерес до самой последней минуты фильма. Сюжет пересказывать не станем. Многие посмотрели сериал, и в этом необходимости нет.
Мы обратим внимание на жесткую диффамацию Комитета Госбезопасности. Если не считать детективной интриги, то это – главная тема картины. Из фильма складывается впечатление, что сотрудники Комитета только и делают, что фабрикуют антисоветские заговоры из мелких уголовных дел. Погрязли во внутренних интригах. Делают из безобидных американских журналистов резидентов спецслужб. Если им и поручают что-то настоящее, то они бессильны, но беззастенчиво пользуются результатами работы сотрудников МУРа. Кроме того, главным преступником в фильме оказывается «сексот» КГБ – небольшая, но характеризующая деталь. Завершается фильм циничным убийством агентами КГБ этого самого «сексота», как ненужного свидетеля, и попыткой Черкасова добиться помилования исполнителей ограбления, но следователь КГБ Роберт Лебедев, в присутствии самого Андропова, цинично сообщает, что приговор уже двадцать минут как приведен в исполнении. Кстати, Андропов в курсе всего происходящего и тем не менее без колебаний повышает в звании и должности Лебедева. Сам Лебедев – сын кадровых сотрудников «Органов». Тем самым подчеркивается, что всё, что показано о КГБ, сидит у них в генах.
«Мосгаз», «Палач», «Паук», рядом «Дело было в Ростове». Все эти сериалы сняты по одной схеме: Громкое, но не сильно сложное, уголовное дело советских времен дополняется героями, сюжетными линиями, обставляется историческими деталями. При этом детали подаются почти исключительно негативные. Обшарпанные квартиры, дефицит продуктов и изделий массового потребления. Начальник отдела кадров – практически штатный «стукач». О том, как показывается Комитет Госбезопасности, мы уже говорили. Ни слова о космосе, под знаком которого проходила жизнь советских людей, ни об атомных ледоколах, ни об искусстве. Разве что немного о диссидентах и авангардистах, как будто в СССР существовали только официальные бездарности и непризнанные подпольные гении, мечтавшие сбежать на Запад[1]. Люди только и делают, что гоняются за дефицитным ширпотребом и «самиздатом». Я разговаривал с людьми старшего поколения, кто жил во время действия фильма. Интересно, что на вопрос «Это действительно так было?» они отвечали: «Может быть, мы ведь многого не знали». Прием действует безотбойный. Отрицать невозможно. Дефицит был. Ошибки, злоупотребления в «Органах» тоже были. Это как если вы придете к кому-то в гости, но вам покажут только мусорное ведро. Это будет правда, но у вас сложится впечатление, что у ваших знакомых не квартира, а помойка. И почему-то, люди скорее верят плохому о собственной стране, чем вспоминают хорошее.
Вольная трактовка Третьего Закона Ньютона гласит: «Действие равно противодействию». Но это и означает, что по противодействию можно судить о величине действия. Советского Союза уже четверть века как нет. Выросло и вступило во взрослую жизнь целое поколение, которое о советском периоде нашей истории знает исключительно из книг, фильмов и рассказов родителей. Вроде бы всё закончилось, осталось в прошлом. Однако усилия, какие направляются на антисоветизм, какие прилагаются к формированию негативного образа СССР в сознании людей, какие к этому привлечены ресурсы, наводят на мысль, что существует еще что-то такое, что заставляет противников СССР работать и работать. Снова и снова атаковать сознание людей, чтобы сформировать исключительно негативный образ того, что было создано в те годы. Возьму на себя смелость предположить, что существует что-то чего и сейчас боятся наши уважаемые оппоненты. Значит, нам следует внимательно присмотреться к советскому периоду нашей истории, чтобы взять это сильное на вооружение.
[1] Отметим, справедливости ради, что в «Пауке» показан еще театр «Современник» портретами Евгения Евстигнеева и Галины Волчек – родителей Дениса Евстигнеева – одного из продюсеров.