Найти тему
Владимир Марочкин о музыке

История русского рока: 1982 год. Охота на "Аракс"

Летом 1982 года началась охота на «Аракс». В июне Министерство культуры РСФСР издало приказ за подписью председателя художественного совета А.И. Баева о расформировании группы. Приказ догнал «Аракс» 22 июня в Харькове, там были отменены концерты, а сам ансамбль срочно вылетел обратно в Москву.

Тимур, Гуля, Сергей и Вадим
Тимур, Гуля, Сергей и Вадим

Музыканты не собирались сдаваться и в октябре вышли на сцену под названием «Феникс», но их снова вычислили. Тогда появилось новое название – «Ветер», а потом – «Глобус»... Но коллектив был уже разрушен настолько, что ушел Вадим Голутвин. Следом ансамбль покинул Анатолий Алешин и вместо него пел Николай Парфенюк, а Александр Миньков занял место ушедшего басиста Евгения Маргулиса. В конце концов Абрамов с Миньковым и Мардалейшвили подались к Стасу Намину, а Рудницкий оказался в «Аэробусе» Антонова. Группа прекратила свое существование.

Николай Парфенюк
Николай Парфенюк

Поводом для расформирования «Аракса» послужило уголовное дело, возбужденное против организатора гастролей и участника ансамбля Валерия Андреева. В качестве его соучастников привлекались также В. Чагмавели и Т. Андреева, занимавшие административные должности. Прокуратура инкриминировала Андрееву хищение и обращение в свою пользу и в пользу других участников ансамбля более полутораста тысяч рублей из государственной казны. Обвинение исходило из того, что в соответствии с инструкциями Министерства культуры СССР артистам различных жанров устанавливаются категории, каждой из которых соответствует определенная концертная ставка. Например, за сольный концерт в одном отделении артист камерно-инструментального ансамбля высшей категории получал 26 рублей, а артист вокально-инструментального ансамбля низшей категории — всего 5 рублей 50 копеек.

Приказом по Московской областной филармонии ведущим артистам ансамбля «Аракс» была установлена поконцертная оплата 25 рублей 50 копеек за сольное выступление в одном отделении плюс аккомпанирование во втором. Однако такой приказ был издан дирекцией в обход существующих сложных правил о тарификации.

Отсутствие формального решения тарификационной комиссии дало повод следствию заключить, что оплата музыкантов «Аракса» должна была производиться по самой низкой категории, то есть по 5 рублей за отделение. Все, что было получено участниками группы сверх минимальных ставок, следствие посчитало наживой.

В ходе следствия Андреев был взят под стражу. Другие музыканты ансамбля тоже оказались в угрожающем положении. На принадлежащую им дорогостоящую аппаратуру был наложен арест.

Много позже эксперт газеты «Комсомольская правда» Леонид Никитинский в статье «Соло для ударных с конфискацией» (11 октября 1987 года) попытался разобраться в сути обвинения: «Да, инструкция в очередной раз была попрана. И аплодировать тут, конечно, нечему. Но одного я не мог взять в толк, листая толстенный «кирпич» обвинительного заключения: а кто же потерпевший? Люди хотят слушать музыку, причем именно такую, какую они хотят слушать. И они за свои деньги это законное удовольствие получили. Десятки концертных организаций с помощью «Аракса» избежали финансового банкротства. По подсчетам экспертизы, за полтора года выручка от концертов ансамбля за вычетом расходов на его содержание составила 4 млн. 612 тыс. 775 рублей. Так кто же пострадал?..

А как объясняют свои действия по изданию незаконных приказов директора филармонии К.Т. Кравченко и Г.А. Ефимов? Выступая в суде свидетелями, они пояснили, что «Аракс» был для них подарком судьбы. Если до прихода рок-группы в 1980 году филармония из-за хронически пустующих залов сидела в безвылазных долгах, то популярный рок за короткое время буквально спас организацию от банкротства...

Об этом же говорили в зале суда и руководители других концертных организаций, рассыпавшиеся в благодарностях «Араксу», например, директор «Укрконцерта» А. В. Компаниец. «Аракс» вызывали как спасательную команду для залатывания финансовых дыр...»

Первое заседание Московского областного суда по делу ансамбля «Аракс» продолжалось пять месяцев. Опросив более полутораста свидетелей, суд отправил дело на доследование, освободив (под подписку о невыезде) Андреева из Бутырок, где он к тому времени провел без малого два года.

Второе заседание Мособлсуда... уже в другом составе, продолжалось ровно год...

«К чему все это? – спрашивал в своей статье Л. Никитинский. - Люди делали свое дело и делали хорошо. Если кто музыку делом считать не привык, пусть примет в расчет аргумент весом в 4,6 миллиона. За что ж осудить Андреева к 10 годам лишения свободы, как требовала Т.А.Шульган в своей обвинительной речи?

Думается, тут еще сыграло свою роль укоренившееся неприязненное отношение «солидных людей» к року. Но судья С.М. Лебедева, не в пример тем, кто поддерживал обвинение, сумела подняться над этой субъективной точкой зрения...»

Справедливость восторжествовала и в конце концов Валерий Андреев , точнее - продюсер Валерий Гольденберг, взявший псевдоним Андреев по фамилии своей молодой жены, и музыканты группы «Аракс» были оправданы, но благодаря «бдительности» ОБХСС и прокуратуры страна потеряла талантливый ансамбль, который мог принести еще немало радости зрителям и дохода в казну. Не говоря уже о том, что В. Гольденбер-Андреев на два года был незаконно лишен свободы.

-3

Мои другие статьи про "Аракс" на Дзене.

"Аракс" в 1977 году: https://zen.yandex.ru/media/id/5b50a96467efea00a91df2e2/araks-v-1977-godu-5ffbf50caf142f0b177c2dff

Еще немного про "Аракс", Ленком и спектакль "Звезда и смерть Хоакина Мурьетты": https://zen.yandex.ru/media/id/5b50a96467efea00a91df2e2/esce-nemnogo-pro-araks-lenkom-i-spektakl-zvezda-i-smert-hoakina-muretty-5fd1f14efe22070c49543947

Когда Александр Лерман ушел из ВИА "Веселые Ребята" в группу "Аракс"?:https://zen.yandex.ru/media/id/5b50a96467efea00a91df2e2/kogda-aleksandr-lerman-ushel-iz-via-veselye-rebiata-v-gruppu-araks-5f4365ee7067e06d28b6b399

Как группа "Аракс" стала работать в Ленкоме: https://zen.yandex.ru/media/id/5b50a96467efea00a91df2e2/kak-gruppa-araks-stala-rabotat-v-lenkome-5ec4e8d81f755d197fa6e280

Анатолий Алешин: «Для меня переход в «Аракс» был как прыжок в неизвестность…»: https://zen.yandex.ru/media/id/5b50a96467efea00a91df2e2/anatolii-aleshin-dlia-menia-perehod-v-araks-byl-kak-pryjok-v-neizvestnost-5ca1af994fc63200b341bf08