10,9K подписчиков

Когда вижу, что прихожане жертвуют по 5 и 10 евро, язык не поворачивается назвать Латвию - нищей

243 прочитали

В воскресенье случайно зацепилась взглядом за подносы для пожертвований, с которыми наши прислужницы обходят храм ближе к концу службы, и не хило удивилась.

Обычно я стою рядом с алтарём. Деньги кладу одна из первых. Что там происходит дальше – не знаю. Смутно помню эти подносы с большим количеством жёлтой (до 0,5 евро) и белой (1, 2 евро) мелочи, среди которой можно встретить пару-другую пятёрок (по праздникам).

Вчера же я оказалась с другой стороны алтаря – там, где прислужницы заканчивают свой путь – и полная картина благосостояния наших прихожан сразу же бросилась мне в глаза. От пятёрок и десяток – буквально рябило. А я стояла и думала: «Как всё-таки относительна жизнь. Пока одни называют Латвию нищей, я вижу то, чего никогда не видела в России».

Рига, 14 июля 2021. Собор Рождества Христова.
Рига, 14 июля 2021. Собор Рождества Христова.

Десять, пятьдесят, максимум сто рублей – классический предел финансовых возможностей средне статического российского прихожанина православного храма. Безусловно, есть жертвователи солидные, которые поддерживают храмы крупными суммами, но это делается иначе и на подносы такие деньги не кладутся. Подносы – это такой быстрый вариант – «здесь и сейчас». И по нему, как оказалось, можно многое понять о стране, в которой находишься. Грубо говоря, россыпей пятисоток и тысячных купюр я что-то в своём родном Нижнем Новгороде не видела.

Храм, в который я хожу в Риге, - самый обычный. Он мало чем отличается от того храма, в который я хожу в Нижнем Новгороде. Тот же типаж прихожан. Тот же преимущественный перекос в сторону пожилых, которых с большой натяжкой можно отнести к числу самых обеспеченных людей. Тот же набор разных профессий, но однозначно не элитных: никаких крупных чиновников, никаких звёзд эстрады, ничего, что могло бы объяснить подобную щедрость, если исходить из того, что «Латвия – нищая», но всё, если знать, что Латвия – самая обычная: страна со своим уровнем зарплат, которые и определяют финансовые значения спонтанных пожертвований, о которых человек из России, к примеру, скажет, что они – большие, а из Германии – маленькие.

Сами латвийцы, находясь внутри ЕС, зачастую тоже любят сравнивать себя с более развитыми странами, что неизменно порождает волну жалоб о «нищенском существовании». Я лично на подобные рассказы уже давно не реагирую. Впрочем, как и на рассказы о нищенском существовании россиян, имеющих по нескольку счетов в банке или квартир – в загашнике. Так или иначе, прибедняются многие. Есть, безусловно, и те, кто вынужден жить экономно. Есть и те, кому реально очень тяжело живётся. Но так сейчас везде. Спасибо, капитализму, не случившемуся, насколько я понимаю, только в Северной Корее, равняться на которую вряд ли будут что в России, что в Латвии, и, спасибо личным амбициям, не дающим людям работать там, где можно зарабатывать, а не там, где им мечтается.

Всегда рада новым друзьям! Подписывайтесь! И, конечно же, не забывайте ставить лайки!