Найти тему
Основной аэродром

📅 Самый быстрый «Летающий бочонок» и первый полёт винтокрыла-гиганта Ка-22. День в истории авиации» №85 (9—15 августа)

Оглавление

Первый реактивный самолёт Латинской Америки, экспериментальный конвертоплан от Bell Helicopter и многое другое в свежем выпуске дайджеста «Этот день в истории авиации»! 7 дней и 7 событий. Приветствую, читатель, и полетели ✈️

9 августа

9 августа 1947 года — первый полёт истребителя FMA I.Ae. 27 Pulqui I. /Аргентина/

После Второй мировой войны в Аргентину эмигрировало множество авиационных специалистов, ранее сотрудничавших с нацистким режимом. Среди них был и французский конструктор Эмиль Девуатин (Émile Dewoitine). В 1946 году по заданию аргентинского правительства он в Институте аэротехники начал проект первого в Латинской Америке реактивного истребителя — FMA I.Ae. 27 Pulqui I.

Это был цельнометаллический низкоплан с убираемым шасси. Оснащался двигателем Rolls-Royce Derwent 5 с тягой 16 кН. Максимальная скорость — 720 км/ч, дальность полёта — 900 км. Планировалось вооружить истребитель 4 × 20-мм пушками + установить точки подвески под крылом для бомб и ракет.

Испытания показали, что характеристики I.Ae. 27 Pulqui I ниже расчётных. В результате проект закрыли, построив лишь 1 прототип. Институт аэротехники переключился на более перспективный проект — I.Ae. 33 Pulqui II.

10 августа

10 августа 1951 года — первый полёт бомбардировщика Short SA.4 Sperrin. /Англия/

После окончания Второй мировой войны дальняя бомбардировочная авиация Королевских ВВС Великобритании нуждалась в обновлении. В 1946 году авиационное министерство опубликовало требования к реактивному бомбардировщику, способному нести до 4500 кг бомб (в том числе и атомную бомбу) с дальностью полёта до 2780 км. Он должен был стать заменой поршневому Avro Lincoln. Компания Short Brothers & Harland представила на конкурс свой проект SA.4 Sperrin.

SA.4 Sperrin представлял собой четырёхдвигательный среднеплан с убираемым шасси. Оснащался двигателями Rolls-Royce Avon с тягой 29 кН. Максимальная скорость — 908 км/ч, дальность полёта — 6210 км. Мог нести до 9100 кг бомб.

Ещё до испытаний стало понятно, что этот самолёт особо не нужен. Работы над первым V-бомбардировщиком — Vickers Valiant — шли хорошо, и проект SA.4 Sperrin решили закрыть. Оба построенных прототипа были разобраны на металл.

11 августа

11 августа 1955 года — первый полёт экспериментального конвертоплана Bell XV-3. /США/

В 1950 году армия США проводила конкурс на самолёт для выполнения разведки и спасательных операций. Компания Bell Helicopter представила на конкурс проект конвертоплана XV-3. Постройка двух прототипов началась в 1951 году.

Это был цельнометаллический высокоплан с лыжным шасси. На концах консолей крыла были установлены поворотные винты, которые вращались от одного двигателя Pratt & Whitney R-985-AN-1 Wasp Junior (450 л.с.) XV-3 взлетал как вертолёт, а потом переходил в режим горизонтального полёта, меняя угол наклона винтов. Крейсерская скорость — 269 км/ч, дальность полёта — 410 км.

Хотя один из прототипов XV-3 и разбился, но сама концепция была признана успешной. Выполнили более 250 полётов. Результатом стало появление проекта конвертоплана с поворотными двигателями Bell XV-15 — предшественника единственного в мире серийного конвертоплана Bell V-22 Osprey.

12 августа

12 августа 1935 года — первый полёт транспортного самолёта de Havilland DH.90 Dragonfly. /Англия/

Самым успешным самолётом de Havilland Aircraft 1930-х годов был 8-местный DH.89 Dragon Rapide. Но на рынке был спрос и на машины меньшего размера. Конструкторы компании пропорционально уменьшили DH.89 — так появился DH.90 Dragonfly.

Как и его предшественник, DH.90 был бипланом с неубираемым шасси. Оснащался 2 × двигателями de Havilland Gipsy Major II (142 л.с.) Крейсерская скорость — 201 км/ч, дальность полёта с максимальной загрузкой — 1006 км. Брал на борт 4 пассажиров + 1 члена экипажа.

Успех DH.89 новому самолёту повторить не удалось. Выпустили всего 67 единиц DH.90 Dragonfly. Они использовались частными владельцами и небольшими авиакомпаниями в 12 странах мира. Также служили в ВВС Швеции, Канады, Дании, Бельгии и др. На сегодня в мире сохранилось 2 летающих экземпляра DH.90 Dragonfly.

13 августа

13 августа 1932 года — первый полёт гоночного самолёта Gee Bee Model R Super Sportster. /США/

На фоне бума авиационных гонок в США в городке Спрингфилд в 1929 году была основана компания Granville Brothers Aircraft для постройки гоночных самолётов. Одним из самых узнаваемых её проектов стал Gee Bee Model R Super Sportster, работа на которым началась в 1931 году.

Model R представлял собой низкоплан с неубираемым шасси и смещённой назад кабиной пилота. За свой внешний вид получил прозвище «Летающий бочонок» (The Flying Barrel) В версии Model R-1 оснащался двигателем Pratt & Whitney R-1340 Wasp (800 л.с.) Максимальная скорость — 476 км/ч.

Было построено 2 самолёта, отличавшихся двигателями. На Model R-1 лётчик Джимми Дулиттл (Jimmy Doolittle) выиграл гонку Thompson Trophy 1932 года и установил мировой рекорд скорости. К сожалению, через год оба самолёта разбились. А в 1935 году разбился и третий, собранный из частей первых двух Model R. Сегодня в мире существуют лишь реплики Gee Bee Model R.

14 августа

14 августа 1974 года — первый полёт многоцелевого истребителя-бомбардировщика Panavia Tornado. /Гемания, Англия, Италия/

В 1969 году был основан британско-итало-немецкий консорциум Panavia Aircraft GmbH из компаний British Aerospace, Aeritalia и Messerschmitt-Bölkow-Blohm. Его задачей была разработка многоцелевого ударного самолёта, который должен был стать на вооружение ВВС стран-участниц. Так начался проект Panavia Tornado.

Это был высокоплан с крылом изменяемой стреловидности (от 25° до 67°). В версии GR.1 оснащался 2 × двигателями Turbo-Union RB199-34R с тягой 33,7 кН в режиме форсажа. Максимальная скорость — 2400 км/ч, боевой радиус — 1390 км. Вооружение — 1 × 27-мм пушка Mauser BK-27 + до 9000 кг боевой нагрузки на 7 точках подвески.

Tornado стал первым в Европе серийным истребителем с крылом изменяемой стреловидности. Было выпущено 992 самолёта различных модификацией. Они поступили на вооружение ВВС Германии, Италии, Саудовской Аравии и Великобритании (до 2019 года).

15 августа

15 августа 1959 года — первый полёт винтокрыла Ка-22. /СССР/

По постановлению правительства СССР в 1954 году ОКБ Миля и ОКБ Камова начали работу над новыми летательными аппаратами. Они должны были обеспечить транспортировку баллистических ракет и их пусковых установок в труднодоступные районы страны. Если у Миля разрабатывали вертолёт Ми-6, то у Камова решили построить винтокрыл на базе фюзеляжа самолёта Ли-2. Он получил обозначение Ка-22.

Ка-22 представлял собой винтокрыл поперечной схемы с высокорасположенным крылом и неубираемым шасси. Оснащался 2 × двигателями Д-25ВК (5500 л.с.), которые через трансмиссию вращали 2 несущих и 2 тянущих винта. Крейсерская скорость — 316 км/ч, дальность полёта — 720 км. Максимальный груз — до 16500 кг.

Испытания показали, что Ка-22 очень сложен в управлении и технологически. Построили 4 прототипа. Первый из них разбился 28 августа 1962 года , третий — 16 июля 1964 года. После этого проект закрыли. Оставшиеся винтокрылы утилизировали, а на вооружение приняли вертолёт Ми-6.

Спасибо за внимание, дорогой читатель, и береги себя!

Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.

Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории