Если предполагать, что вдохновляло на создание кинокартины «Тельма» (2017), то на ум приходят три вещи. Провокационно-пикантный отрывок из «Малхолланд Драйв» (2001), который большую часть мужского зрителя интересовал больше, нежели вся остальная лента. Сцена: «Она больна - она не одержима» - из кинофильма «Братство волка» (2001). И инцидент с «железной девой», который нравственно травмировал маленького Икабода Крейна в «Сонной лощине» (1999).
Все вышеперечисленные фильмы обладают «мистическим импульсом» и все они созданы в то время, когда Иоахиму Триеру было около двадцати лет и он только начал свой творческий путь. То есть они наложили на него свой отпечаток. В «Тельме» как раз очень сильна тема «отпечатков», но приобретенных (иногда против собственной воли) ещё в детстве.
Несмотря на заявления множества обозревателей и кинокритиков, данный фильм совершенно не про внутренний конфликт главной героини. В «Тельме» предложена подобающая «взвешенному европейскому обществу» концепция греха. В данном случае это понятие опирается на старую максиму, гласящую, что все проблемы в мире либо от недо-, либо от пере-.
Собственно, как можно было бы предположить, если центральной темой стали «подобные» духовые изыскания, то действие ленты окажется втиснутым где-то между «тёмным фэнтези» и откровенными фантазиями. Если говорить о жанре «Тельмы», то это мистический триллер, пропитанный меланхолией. Темная неспешность последней подчеркивается сценой с чёрной водой (к слову сказать, одним из важнейших символов-метафор сумрачного кино).
«Тельма» ни разу не хоррор, как обозначено во многих аннотациях. По уровню «страшности» фильм не дотягивает даже до весьма модных ныне слоубернеров, что ни разу не уменьшает ценности картины. Просто надо понимать, КАК взирать на историю девушки, которая прибыла на обучение Осло из норвежской глубинки. Здесь она сталкивается с искушениями большого города, от которых, как ей казалось, огораживали родители – фанатичные лютеране.
«Доппельгангеры» советского кино
Однако гипер-опека с их стороны, включая ежедневные допросы по телефону, весьма напоминающие принудительные исповеди, заставляют подозревать, что дело вовсе не в родительской любви. Между тем в девушке пробуждаются симпатии к её однокурснице, единственной, которая проявила доброту и заботливое участие к «странной особе». Странность заключается в случающихся таинственных припадках, которые никак не связаны ни с одной из известных науке болезней.
Самый загадочный кино-монстр в стиле инфернопанк
В итоге мы имеем дело с тем, что подавленность уродует таланты человека. А у истоков подавленности лежит «внешний страх». И в итоге получается, что способности, которые могли бы преображать и украшать наш мир, ведут к тому, что этот мир уродуется.