На фронте такого рода происшествия случались нередко. Летчики по ошибке расстреливали и бомбили позиции своих войск, по ошибке сбивали свои самолеты, разбивали крылатые машины, на которых летали, или совершали иные действия, которые квалифицировались по статье 193-17 УК РСФСР
- В пункте «а» указанной статьи говорилось, что злоупотребление властью, превышение власти, бездействие власти, а также халатное отношение к службе лица начальствующего состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии, если деяния эти совершались систематически, либо из корыстных соображений или иной личной заинтересованности, а равно если они имели своим последствием дезорганизацию вверенных ему сил, либо порученного ему дела, или разглашение военных тайн, или иные тяжелые последствия, или хотя бы и не имели означенных последствий, но заведомо могли их иметь, или были совершены в военное время, либо в боевой обстановке, влекут за собою лишение свободы на срок не ниже шести месяцев, а при особо отягчающих обстоятельствах, - высшую меру социальной защиты.
В 1941 году небоевые потери в авиачастях приближались к боевым – летчики «гробили» самолеты довольно часто. В сложившейся ситуации командующий ВВС Красной армии генерал П.Ф. Жигарев потребовал от командующих ВВС фронтов и тыловых военных округов «все случаи небоевых потерь тщательно расследовать, привлекать виновных к ответственности по условиям военного времени...». Например, 25 декабря 1941 года в 232-м штурмовом авиаполку лейтенант Платонов, не выполнив боевого задания, посадил Ил-2 с убранными шасси. Во время следствия он объяснял свои действия тем, что «в полете начало пробивать масло в кабину, и он решил вернуться на аэродром», а, идя на посадку, «поставил рычаг на выпуск шасси, но так как сигнальный прибор был неисправный, не знал, что шасси не выпустились...». В результате Платонов был предан суду военного трибунала[1].
Старший лейтенант А.В. Демехин, удостоенный в 1944 году Золотой Звезды[2], в начале своей фронтовой биографии ошибочно произвел штурмовку по своим позициям. За это 20 декабря 1942 года был осужден военным трибуналом (преступная халатность), с отсрочкой исполнения приговора.
Надо сказать, что в случаях, когда летчики по ошибке сбрасывали бомбы на свои части, "гробили" самолеты, бросали своих ведущих или штурмовиков, которых сопровождали, нередко первой импульсивной реакцией командиров на эти их действия было применение оружия без всякого суда и следствия. В исторической литературе описано несколько случаев самосудов, после чего выяснялось, что застрелили летчика тоже по ошибке, не разобравшись в горячке в обстоятельствах произошедшего.
Например, в воспоминаниях Григория Свирского, воевавшего в авиации Северного флота, описана такая история: «Не так давно особист застрелил на аэродроме летчика: тот бомбил свои войска, как было объявлено. Особист поставил старшего лейтенанта, командира звена, у края обрыва и — из пистолета в затылок. А через двадцать минут пришла радиограмма, что свои войска бомбили самолеты Карельского фронта. Совсем другая авиагруппа. Того особиста увезли в полночь, до утра он бы не дожил...»[3].
Летчик-истребитель Г.В. Кривошеев вспоминал, как командир штурмового полка в горячке чуть не расстрелял будущего Героя Советского Союза В.Е. Шапиро, ошибочно посчитав, что истребители бросили его штурмовиков, не доведя до аэродрома.
В любом случае летчики-фронтовики хорошо знали, что за подобные проступки их неминуемо ждет трибунал. Один из ветеранов войны В.М. Коган рассказал такой фронтовой эпизод, произошедший с его командиром Чечулиным. Однажды он повел свою эскадрилью к Белому морю, имея боевую задачу потопить застрявшие во льдах два фашистских судна. Обнаружив их, летчики приготовились к бомбардировке. Но с судов им стали подавать сигналы сериями красных ракет, а потом выложили на палубах условные знаки из полотнищ, что означало: не бомбите, мы – свои. Несмотря на сомнения и учитывая, что эти сигналы могли подавать и немцы, чтобы ввести летчиков в заблуждение, штурмовики все же выполнили приказ. По возвращении на свой аэродром Чечулина арестовали прямо у самолета и за уничтожение своих судов отправили в штрафбат. Но вскоре его освободили и вернули на прежнюю должность командира эскадрильи. А начальник штаба, отдавший приказ о штурмовке, был осужден и расстрелян по приговору трибунала как предатель и изменник Родины[4].
В аналогичную ситуацию попал на фронте и будущий дважды Герой Советского Союза Талгат Бегельдинов, который тоже чуть не оказался под трибуналом, за то, что сбросил бомбы на свои позиции. Но потом выяснилось, что команды о корректировке действий штурмовиков, подаваемые с аэродромного КП, были неверными. А команды с КП наблюдателей наземных войск оказались более точными. Выполнив их, летчики Бегельдинова на самом деле разбомбили не свои, а фашистские позиции. В итоге Бегельдинов, которого сослуживцы на период расследования спрятали от сотрудников «Смерша», получил от командования благодарность[5].
Бывало и так, что вышестоящий командир, уже отдавший приказ о предании летчика суду военного трибунала, спустя время, в спокойной обстановке, изменял свое решение и ограничивался его дисциплинарным наказанием. Такое право ему давал пункт «в» той же статьи Уголовного кодекса, который предусматривал при смягчающих обстоятельствах применение в виновному правил дисциплинарного устава РККА. Когда полярный летчик старший лейтенант С.Г. Курзенков, будущий Герой Советского Союза, сбил самолет Пе-2, приняв его за немецкий истребитель Ме-110, командующий авиацией Северного флота потребовал немедленно отдать его под суд военного трибунала. Но его командир, дважды Герой Советского Союза Борис Сафонов сумел отстоять Курзенкова, заявив, что в случившемся виноват не только он один.
Командующий назначил служебное расследование, а летчика отправил на гауптвахту. Он ожидал суда, но все обошлось.
Позже Курзенков описал этот случай в своей книге «Под нами земля и море».
Удалось избежать ответственности в аналогичных ситуациях и будущим воздушным асам А.И. Покрышкину и Г.Д. Костылеву.
[1] Драбкин А. Я дрался на Ил-2 — М.: Яуза, Эксмо, 2005, С. 314-315.
[2] Подвиг А.В. Демехина – один из самых невероятных. Посадив Ил-2 перед носом у фашистов, он чудом сумел взлететь с экипажами двух советских самолетов (всего 5 человек!).
[3]Свирский Г.Ц. Прощание с Россией. — Эрмитаж (США), 1986.
[4] Новая газета, 7 мая 2005 г.
[5] Бегельдинов Т. Пике в бессмертие: (хроника подвига летчиков-штурмовиков). — Алматы: Жазушы, 2000.