Мы едем в автомобиле по городским улицам. По радио звучат композиции итальянской эстрады середины 80-х годов. В боковое окно я замечаю рекламный щит. Гипермаркет Леруа Мерлен призывает выбирать какое-то напольное покрытие. А на фото стоит винтажный стул, произведенный, возможно, в начале 20 века. Уму непостижимо! Ведь это магазин, казалось бы на его фотографиях должны быть новые товары. Но рекламщики улавливают тренды как никто другой - в моде винтаж! Интерьер без старых вещей - это чуть ли не дурной тон.
То, что люди в возрасте питают симпатию к старым вещам, вполне объяснимо. С ними связаны воспоминания. Но ведь и молодежь, рожденная уже в новом веке, почему-то отдает предпочтение винтажу. Не только в интерьере, но и в одежде. Они носят кеды, клетчатые рубашки и джинсы, совсем как мы в конце 80-х.
История развивается по спирали, история стилей в том числе. И можно предположить, что в моду вернулась эстетика 80-х. Но это не так, в интерьерной моде - точно. Какой современный интерьер из журнала не посмотри, там будет не только эстетика 80-х, но и 60-х, мебель, принты разных времен, даже пресловутого барокко.
Все смешалось, если раньше человек, одетый в стиле прошедшего десятилетия оказывался в толпе, то выглядел нелепо. Различия между стилями были кардинальные - штаны-клеши сменялись дудочками, накладные плечи - на естественный силуэт, двубортный пиджак - на однобортный. Сейчас человек, одетый по моде 40-х, уже не будет вызывать кривую ухмылку. Мы привыкли ко всему.
В интерьере и того нагляднее. В моде - венские стулья, которые были созданы в 1867 году, и стулья Рэй и Чарльза Имзов из 50-х годов 20 века.
Что происходит? Может вообще сегодняшний стиль - это его отсутствие?
Объяснения этому феномену разные.
1. Как известно, стиль барокко господствовал почти целый век, следующие большие стили длились десятилетия. А в двадцатом веке эстетика окружающих нас вещей начала меняться еще чаще. Считается, что внешний вид интерьера обновляется каждые 5-10 лет. Научно-технический прогресс достиг апогея. Распространение интернета, сотовой связи меняет мир очень сильно и очень быстро.
И вот мы подошли к той черте, когда дальше частить уже невозможно. Невозможно точно спрогнозировать, что будет дальше. Пандемия тому подтверждением. И эта неопределенность пугает. Всем становится тревожнее. Нам нужна тихая гавань, - дом, в котором все по-прежнему, не меняется так быстро как внешний мир, в нем мы находим успокоение, и хотим отключится от внешних раздражителей.
2. Экономика оценивается объемом выпуска валового продукта. То есть чтобы быть успешным предприятием, надо производить все больше и больше товаров, выпускать на рынок новинки, надо стимулировать покупателей приобретать все больше и больше. Этакая гонка покупок. Но окружающие нас материальные вещи - предметы интерьера не успевают состариться к этому времени. Зачем покупать новый стул, если старый еще крепкий?
3. Если посмотреть ассортименты в интерьерных магазинах, то вы встретите миллионы моделей, которые хоть немного, но отличаются друг от друга. Среди дизайнеров даже ходит манифест, мол, хватит придумывать новые формы. Их и так очень большое количество. Потребителей на все не найдешь.
4. Сколько бы не подсмеивались над Гретой Тумберг, но она отразила один растущий тренд: молодежь, рожденная в 21 веке, более трепетно относится к экологии. Они выбирают продукты, произведенные с меньшим углеродным следом. А мебель, между тем, товар с высоким переделом. Чтобы сделать новый стул, нужны десятки производственных операций, не говоря уже о том, что сначала надо срубить дерево. Поэтому надо радоваться, что в магазин они ходят с многоразовыми сумками-шоперами, а домой выбирают винтажные венские стулья.