Очень остро стоит вопрос о том, за что платить именно риэлтору.
Ни автомеханику, ни продавцу, ни юристу, ни фотографу, ни копирайтеру, ни водителю такси, ни smm-специалисту, а именно риэлтору!
В интернете огромное количество споров на эту тему и очень мало вразумительных ответов.
Самое частое возражение - я сам размещу фото и текст на авито, буду отвечать на звонки и рассказывать, какая у меня чудесная квартира! И документы сами подадим. Договор купли-продажи в интернете скачаем.
Что из этого обычно выходит?
Фото плохого качества, скудный текст, типа "продам хорошую квартиру", множество пропущенных звонков от потенциальных покупателей, недовольный разговор по телефону и при встрече, потому что уже достали риэлторы с холодных прозвонов, нервотрепка, потому что люди приходят посмотреть, но не покупают, а им каждый раз нужно рассказывать одно и то же, пустые ожидания, когда покупатель попросту теряется по дороге и не предупреждает об этом, потеря покупателей из-за завышенной цены, либо денег из-за заниженной цены или агрессивного торга, увеличение срока продажи, трата денег на объявления, недополученная прибыль за счет инфляции или роста цен на те нужды, на которые предполагалось потратить деньги, на коммуналку, платежи по ипотеке, пени и штрафы по долгам, отказы в ипотеке покупателям, которые подают документы самостоятельно, потому что объект не принял банк, страхи связываться с маткапиталом и сертификатами, после продажи квартиры еще долгое время будут звонки по квартире, налоговые проблемы, потери, недополученная прибыль, и есть риски лишиться квартиры, но так и не увидеть за нее денег🤷♀️
Увы, и такие случаи есть в судебной практике и далеко не всегда суды на стороне потерпевшего🤷♀️
Так что же делает риэлтор и за что берет комиссию в размере от 50 тысяч рублей до 3-5% от стоимости объекта?
1. Риэлтор обычно работает по своему району и занимается определенным видом недвижимости, в котором лучше разбирается (первичка, вторичка, коммерческая), соответственно знает, какие бывают объекты на рынке, какие у них недостатки и достоинства, какая планировка, какие реальные рыночные цены (а они в объявлениях есть и завышенные и заниженные по различным причинам), знает инфраструктуру района, знает, как превратить недостатки в достоинства (тот же первый этаж, который так не любят покупатели или кому предлодить угловую квартиру).
2. Проверка документов, необходимых для продажи. Помощь в их восстановлении или исправлении ошибок.
3. Проверка юридической чистоты квартиры и продавца.
Многие делают ее только тогда, когда появляется покупатель или вообще не делают, оставляя ответственность на покупателе.
Я же считаю, что ее нужно делать еще до подачи рекламы, что бы понимать, есть ли вообще смысл тратить время на такой объект и если есть, то каким образом минимизировать имеющиеся риски.
Продолжение в следующей статье.