Лидия просила отца: отпускать Григория нельзя, невозможно. Оказавшись в Петербурге, он сразу забудет про неё, и уж точно никогда не вернётся в Вышневолоцкий уезд. Неохотно помещик согласился. И замечательный русский художник не получил вольную. А всё потому, что барская дочь любила крепостного.
У предводителя дворянства в Вышнем Волочке, что в Тверской губернии, хозяйство было крепкое, солидное. Николай Милюков держал двухэтажный гостеприимный дом с флигелями и мансардой, владел пашнями и мельницей, через управляющего вёл прибыльную торговлю. Нескольких крестьян, на условиях оброка, отправил работать в столицу. А когда выяснилось, что сын дворового, Гришка, имеет склонность к рисованию, дал ему возможность учиться у знаменитого художника. Вдруг и в этом улыбнётся удача - будет у семьи собственный живописец?
Этот Григорий, сын Василия, родился в 1823 году. Принадлежал к числу крепостных, и с большей долей вероятности стал бы хозяйским садовником, лакеем или камердинером. Попасть в число дворовых было куда заманчивее, чем работать в поле. Слуги в барском доме и одевались лучше, и ели с помещичьего стола, а потому свысока поглядывали на обычных крестьян. Случалось, что дворовые выезжали в Тверь, вместе с хозяином, а несколько раз бывали в Москве и даже в столице.
Мечтательный юноша мыслил образами, и чудесно воплощал их на холстах. Он был грамотным – выучился у «дядьки» Милюкова, старого слуги Матвеича, который когда-то нянчил помещика. По счастью для Григория в Тверской губернии, в Сафонково, уже давно поселился вместе с семьёй признанный мастер: Алексей Гаврилович Венецианов. Академик Императорской Академии художеств! С 1819 года автор множества прекрасных портретов занимался обучением молодёжи, как он и сам когда-то брал уроки у бесподобного Боровиковского… К нему-то крепостного Гришку и отправили учиться.
Пять прекрасных лет провел крепостной паренёк в учениках у Венецианова. Художник искренне привязался к нему (все считали юношу любимым учеником Алексея Гавриловича) и, по всей видимости, именно в ту пору появилась «фамилия» Григория. Сорока. Молодой талант был таким же непоседливым и громким, как шустрая голосистая птица в чёрно-белом оперении. Венецианов быстро понял: перед ним человек редкостного дарованья. Таким обязательно нужно помогать. Всего-то приложить немного усилий, и Григорий займет подобающее место в Петербурге. Среди всех учеников художественной школы именно Сороке прочили самую блестящую судьбу.
Но перед тем как отправиться в столицу, нужно было получить разрешение от Николая Милюкова. Без документов от барина крепостной считался беглым. Поэтому в 1847 году Григорий поехал к хозяину с письмом от Венецианова. Учитель нижайше просил за своего подопечного – пожалуйста, дайте талантливому юноше шанс устроиться в жизни. Лучше, если бы Сорока стал свободным, ну а если нет - то пусть хотя бы отправляется в Петербург, с помещичьего разрешения. В качестве вольного слушателя он мог бы брать уроки у знаменитых живописцев. А там, глядишь, и пойдут заказы, награды, слава…
Жизнь порой распоряжается совсем не так, как нам этого хочется. Старшая дочь Милюкова, Лидия, выросла в прелестную девушку. Когда Григорий Сорока переступил порог хозяйского дома, она увидела его и словно застыла. Помнила его стеснительным деревенским пареньком, а пришел молодой элегантный мужчина. Он был красив и статен, говорил и держался в точности, как дворянин. Случилось невиданное: барская дочь полюбила крепостного. Между ними не ощущалось абсолютно никаких различий. Разве что в официальном статусе.
Узнав, что Григория просят отпустить, Лидия бросилась к отцу. Уговаривала его не давать художнику вольную. Если он такой талант – то может писать и в Вышневолоцком уезде. Ведь живёт же в губернии сам великий Венецианов!
Обескураженному Сороке помещик ответил уклончиво. Он, дескать, подумает. Пока не может дать ему свободу, поскольку в уезде хватает забот. Надо бы подумать над оформлением барского дома, сделать несколько зарисовок "в семейном кругу". И сад Милюкова нуждается в уходе. Ведь он же лучше распорядится: как превратить неказистые растения в приятный глазу уголок.... Талантливого художника оставили в глуши.
Есть версия, что Сорока и сам был влюблён в Лидию, но отец девушки препятствовал – по понятым причинам – их отношениям. Однако в этом случае Милюкову было бы самым логичным отпустить художника на свободу. Так или иначе, у этой истории не получилось счастливого продолжения, и ученик Венецианова оставался в собственности предводителя уездного дворянства вплоть до освобождения крепостных в 1861 году.
У него появилась свобода, но время – как он считал – безнадёжно упущено. Все свои силы Григорий Сорока направил не на творчество, а на поддержку крестьянских волнений. Многим не нравилось, как именно давали волю крепостным. С момента опубликования манифеста начались восстания в разных губерниях. Крестьяне Вышневолоцкого уезда жаловались на Милюкова: он старается в свою пользу. А вот помещичьим крестьянам пытается выделить самую плохую землю. Среди возмущённых голосов звучал и голос художника.
5 апреля 1864 года Григория Сороку арестовали. А еще пять дней спустя его не стало. Говорили, что эмоциональный художник сам решил закончить свой земной путь. Который, говоря откровенно, мог сложиться совсем иначе. Если бы барская дочь не полюбила крепостного…
#наука #история россии #культура #семейные отношения #семья
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!