Иисус Христос сравнивает человека с ослом и говорит, что люди ослов любят больше, чем людей. У нас с вами нет ослов. Но осел раньше – это был, прежде всего, транспорт. А транспорт у нас с вами есть. У нас есть лифты, подъемные краны, бытовая техника. Все это у нас есть. И понять, что такое «осел» мы можем. Так вот, Господь говорит, что «Ослов вы любите больше. Каждый из вас осла своего в субботу отвязывает, ведет его поить. Потому что скотина пить хочет. И ты нарушаешь субботу ради осла. А эту дочку Авраамову дьявол связал на восемнадцать лет, и тебе жалко, что я ее исцелил?» (см. Лк.13:15-16).
Поскольку, повторяю, ослов у нас нет, но есть другое, я вас спрошу, а вы – ответьте.
В принципе, это риторический вопрос.
«Можем ли мы любить, например, машину больше, чем человека?»
Можем! Бывают случаи, когда человеку машину поцарапали, и он за эту поцарапанную машину убил человека. Можно убить человека за поцарапанную машину? – Можно! Это значит, что? Это значит, что машина мне дороже человека. «Я убью тебя за свою машину!» На дорогах Москвы, и России, и всего мира эти слова слышатся постоянно. «Да ты что сделал с моей машиной? Да я убью тебя!» Это значит, что «осел дороже человека». И таких примеров можно множить много, и много, и много. Мы, действительно, можем любить кого хочешь и что хочешь, только не человека и не Господа. Вместо Бога и человека мы можем любить кого хочешь и что хочешь! Порванная тетрадка, поломанный предмет бытовой техники может вызвать такую бурю ярости, что мы готовы стереть с поверхности земли того или иного человека. Мы можем злиться всю жизнь за какой-то бездушный предмет. Притом, что человек дороже всех предметов мира. И он – лучше осла.
Насколько лучше человек осла? Насколько лучше человек ягненка? Так спрашивает Христос. Насколько? Да бесконечно лучше!
Сегодняшний современный человек, когда он хочет кого-то любить, он находит выход в том, что он начинает любить животных. Нужно кого-то защищать, и он будет защищать животных. Есть огромное количество людей, которые переживают о том, что люди носят меховые шубы. Потому что им лисицу жалко, бобра жалко, нутрию жалко. Жалко! Целые законы пишут. В одной европейской стране приняли закон о том, что нельзя выливать в унитаз аквариумных рыбок, если они еще живые. Потому что у рыбки возникает шок. Она не просто умирает, она в панике умирает – вы причиняете ей психологическое страдание. Это политики, это ученые, это дипломаты. Они думают: «Что бы такого хорошего в мире сделать? О! Давайте попереживаем за аквариумных рыбок. Они же живые. Давайте облегчим рыбкам жизнь!»
Если бы вы только знали, как люди любят собак. За собаку можно убить человека? Да сто процентов. Каждый день кто-то кого-то убивает ради пса своего. И за кошку можно убить человека? И за канарейку можно убить человека. Человек хуже в нашей голове (не то, что там осла, или овцы, или быка; это все в сельском хозяйстве нужно; тут все проще и лучше), но в нашей голове и жизни человек хуже домашнего пса. Каждый домашний пес одет. А сколько бомжей ходят по улице голые. Голых людей на улицах городов больше, чем голых псов. Собаки лучше человека. Так люди думают. И машина лучше человека. И все остальное лучше человека. Человек ничего не стоит.
Мы вот как-то жили, жили и дожили до такого момента, когда человек вообще ничего не стоит. Был человек – нет человека. Будет другой человек. Незаменимых нет. «А был ли мальчик?» Человек вообще превратился в неизвестно что. Он потерял свою ценность сегодня. И Господний вопрос в синагоге: «Насколько же лучше человек овцы, люди Божии?» Да, этот вопрос: «Насколько лучше человек овцы?», он актуально звучит сегодня. Потому что в мире есть миллионы вещей, которые лучше человека. Так нам кажется. Но… лучше человека нету ничего.
Мир получает полное оправдание и полную законченность, когда в мире появляется всего лишь один человек. Вот вдумайтесь в эту мысль. Она абсолютно правильная. Сколько нужно людей, чтобы мир был закончен? Один. Все. Если один человек есть – мир имеет полноту. Потому что в одном человеке – вся вселенная. Христос воплотился в одного человека. Один Христос. Он второй раз воплощаться не будет. Один человек – это оправдание мира. Вот такой он дорогой. Без одного человека нету вселенной. Вселенная не имеет смысла.
Как дорого стоит в мире один человек! И, конечно, же он дороже всех ослов мира, всех собак мира, всех денег мира. И об этом тоже говорит Евангелие. Все сокровища мира не стоят одной человеческой души. Душа такая дорогая, что выкуп за душу ничем не измеряется. Какой выкуп дашь за душу свою? Вот, если бы все сокровища мира, (если бы можно было их собрать) положить в кучку, на одну сторону, а на другую сторону – душу человека, то что дороже? На первый взгляд кажется, что сокровища, конечно, дороже. Но на самом деле – нет. На самом деле – «он», «она», «они» (каждый из нас, кто здесь встанет) – будет дороже.
Кто нам об этом говорит? Евангелие.
А мир что нам говорит? А мир говорит, что за эти деньги можно весь город уничтожить.
И даже слезу не проронить.
Кто прав? Евангелие право. А как наше сердце думает? Да вот так думает - как мир сказал. Наше сердце думает по мирскому. У нас происходит страшная внутренняя борьба. Потому что мы напичканы мирскими мыслями, мы напичканы мирской миссионерской деятельностью. Ведь дьявол – тоже «миссионер». Он разбрасывает постоянно свои идеи. Через рекламу. Через музыку. Через театральную эстраду. Через анекдоты. Через житейские привычки. Это ж его поле деятельности. И мы напичканы всем этим. Но, когда мы Евангелие читаем, – оно совершенно про другое говорит.
И вот сегодня я хотел бы заострить наше общее внимание на том, что в Евангелие Христос говорит. Ценность человека – очень велика. Она неизмерима.