25 подписчиков

Что делать, если возник конфликт с начальником?

Конфликты "руководитель-подчиненный" очень неприятные сами по себе. Так как в отношениях изначально заложена иерархия, значит есть перевес в ресурсах, в частности, во власти и рычагах давления. При этом конфликты "по вертикали" бьют не только по психологическому состоянию, но и по производительности. Даже старание все равно выполнять свою работу качественно будет отравлено ощущением дискомфорта, незащищенности и недосказанности. В результате это отвлекает от обязанностей и морально давит.

Ph:  Mesh. Источник: https://unsplash.com/photos/9iY3Sqr1UWY
Ph: Mesh. Источник: https://unsplash.com/photos/9iY3Sqr1UWY

Причины конфликта с начальником

Источники конфликта "по вертикали" могут быть разнообразны. Это прежде всего индивидуально-психологические особенности. Характеры начальника и подчиненного могут быть просто несовместимы. Личностные качества друг друга будут все время раздражать при взаимодействии и напряжение, скорее всего, так или иначе выльется в конфликт.

Еще одной причиной является сам по себе субординационный характер отношений. Подчиненному приходится выполнять указания руководителя, даже если он внутренне не согласен с ними. Особенно высокое напряжение может возникать, между начальником, любящим проявлять свою власть и авторитарность, и подчиненным, который обладает лидерскими наклонностями или стремлением к автономии и свободе.

Конфликтогенность может быть заложена специализацией. Так, например, профессии из сферы "человек-человек" считаются наиболее напряженными. Постоянное взаимодействие с людьми (клиентами, пациентами, покупателями) и так требует терпения и сдержанности. А тут еще и осложненное взаимодействие с начальником, которое может стать последней каплей.

Кадр из телесериалы "Интерны" (ТНТ)
Кадр из телесериалы "Интерны" (ТНТ)

Повышение интенсивности совместной деятельности также может подпортить отношения. Подобное происходит во время подготовки перед проверками со стороны вышестоящих инстанций. Ответственность, обеспокоенность перед самой проверкой и непривычно активное взаимодействие может вылиться в конфликт.

Бывают и организационные патологии, когда обязанности, например, пересекаются, непонятно кто и за что отвечает, не все обязанности обеспечены ресурсами (полномочиями, временем и т.д.). Иногда подчиненный вынужден из-за ошибок в организационной структуре подчиняться сразу нескольким начальникам. Трудности возникают, когда каждый из них хочет что-то свое. противоречащее остальным.

Также благоприятствовать конфликтам может негативный психологический климат в организации или в отделе. Если напряжение и недовольство все время витает в воздухе, то периодически она будет выходить в форме столкновений. Сложившаяся культура может предполагать как норму склоки, оскорбления и эмоциональные срывы на подчиненных.

Ph: Icons8 Team. Источник: https://unsplash.com/photos/r-enAOPw8Rs
Ph: Icons8 Team. Источник: https://unsplash.com/photos/r-enAOPw8Rs

Рекомендации подчиненному по урегулированию конфликта

Конечно, каждая ситуация индивидуальна и универсального рецепта нет. Однако, на мой взгляд, следующие несколько советов могут помочь:

1. Если вспыхнул конфликт, постарайтесь выкроить время, чтобы успокоиться и холодно оценить происходящее. Это позволит не наговорить лишнего на эмоциях и подготовить аргументы, чтобы быть вежливым и спокойным.

2. Продолжайте использовать принятый для общения в организации тон и стиль общения. То есть если с начальником вы всегда общались в деловом стиле и на Вы, то не стоит переходить на просторечия, сленг и резкие выражения. Если же у вас принято общение на "ты", но не стоит манерничать и начинать обращаться "Вы" и по имени-отчеству.

3. Постарайтесь перенести дискуссию на разговор тет-а-тет. При других подчиненных далеко не всякий начальник сможет признать свою неправоту. Он будет не столько думать объективно о предмете конфликта, сколько его будет заботить как бы не потерять лицо перед публикой.

4. Имейте в виду личностные особенности руководителя. Так, например, если вы знаете, что по утрам он традиционно недоволен вообще всем, то может и не стоит воспринимать его слова всерьез. А с потенциально взрывоопасным разговором, вероятно, лучше подойти после обеда.

Ph: Gabrielle Henderson. Источник: https://unsplash.com/photos/HJckKnwCXxQ
Ph: Gabrielle Henderson. Источник: https://unsplash.com/photos/HJckKnwCXxQ

5. Предлагайте несколько альтернативных вариантов решения сложившейся ситуации. Будьте готовы быть гибким, если предложение начальника будет иным, но по сути не повредит вашим интересам.

6. Опасно предлагать решения диаметрально противоположные мнению руководителя. Для него это может прозвучать как претензия на лидерство и большую авторитетность. Попробуйте развивать свои предложения из предложений начальника. То есть частично согласитесь с ним, проговорите его вариант до того момента, где вы все еще согласны. А затем продолжите свою мысль так, чтобы суждение начальника плавно переросло в ваш вариант. Это создаст впечатление, будто начальник все равно был прав, и вы выработали вывод на основе его ценного мнения.

7. Выберите оптимальный зрительный контакт. Все время сверлить взглядом начальника во время конфликта значит провоцировать его усиление. Но и постоянно опущенные в пол глаза делают из вас "мальчика для битья". Обычно рекомендуют с некоторыми перерывами возобновлять контакт глаза в глаза и удерживать взгляд около 2-5 секунд. Демонстрируйте внимательность, спокойствие и понимание.

Ph:  Sergey Semin. Источник: https://unsplash.com/photos/kPM1pT8f6wA
Ph: Sergey Semin. Источник: https://unsplash.com/photos/kPM1pT8f6wA

8. Попробуйте понять причину агрессивного поведения руководителя. Если вы видели с утра, как на него самого накричал директор, то держите в голове, что на вас просто отрываются. Дело в такой ситуации вообще не в вас. Вы имеете дело смещенный конфликт. По сути, руководитель кричит на того директора, которому ничего сказать не мог. Если проникнуться сочувствием к состоянию начальника, то его слова будут восприниматься проще. Подождите, пока он выпустит пар, перечить будет бесполезно, и потом начните спокойно говорить. К тому времени, он может и сам осознает, что куда-то не туда его занесло, и извинится. Чтобы сохранить внутреннее спокойствие во время гневного крика руководителя, можно использовать техники визуализации. Например, представить, что вы под стеклянным куполом, в который не проникает ничего негативного.

9. Не занимайте роль жертвы. Да, вы - подчиненный, соблюдаете субординацию, у вас меньше власти и т.д. Но это не отменяет того, что вы заслуживаете уважения в любом случае. Если занять позицию жертвы, то это значит пригласить руководителя играть роль преследователя и тирана. Следовательно, он волей-неволей может соблазниться тем, что бы винить вас во всех грехах и неудачах, просто потому что это удобно. Поэтому нужно отбросить дрожащий голос, сутулую спину, лепетание извинений и оправданий за то, в чем нет вашей ответственности.

Ph: Charl Folscher. Источник: https://unsplash.com/photos/0d3sN22lH0c
Ph: Charl Folscher. Источник: https://unsplash.com/photos/0d3sN22lH0c

Таким образом, будьте тверды и уверены в себе, даже когда случился конфликт с грозным начальником, и это вас очень пугает. Помните, что вы тоже личность и ничем не менее достойная, чем ваш начальник. Представим самый худший вариант, - это увольнение. Ну и что? Все-таки этому событию далеко по своей трагичности до инвалидности, смерти или конца света. Всё, что ни делается, всё к лучшему.

В дискуссии с начальником вам могут также помочь техники аргументации, о которых можно почитать на канале. Кроме того, не забывайте о том, что ваш начальник может просто-напросто оказаться конфликтной личностью. Заботьтесь о себе и своем психологическом состоянии. В этом может быть полезной статья о том, как не выгорать на работе.

Расскажите в комментариях, приходилось ли вам сталкиваться с конфликтом начальник-подчиненный и как он решался? Ваш опыт может кому-то помочь, подсказать решение его ситуации и оказаться очень ценным!

Литература:
Анцупов А.Я. и Шипилов А.И. Конфликтология: учебник. – СПб: Питер, 2020. – 560 с.