Из конспектов Александра Санкина сессий вопросов и ответов с монахом Лугмопой, которые состоялись во время ретрита Випассана, организованного Центром Медитации Paramita в Международном Буддийском Центре Северный Кунсангар. Часть 1-я.
Четверг, 12 августа 2021
Как избавиться от сильной эмоциональной зависимости от другого человека?
«Это как кофе от молока отделить. Если вам дают кофе с молоком, а вы хотели чёрный кофе. Вылить всё? Можно разделить на бумаге, выписав хорошие качества и плохие».
Вопрос: Как бороться с завистью?
«С помощью Брахмавихар».
Вопрос: Почему Вы пользуетесь именем Лугмопа, а не тхеравадинским именем?
«Имя, которое мне дали в Таиланде, труднопроизносимое. Там монахи дают друг другу прозвища. Моё мирское имя – Александр. Узнав об этом, тайские монахи звали меня Алек».
«А имя Лугмопа произнести легче. По-тибетски оно означает Структура Веры, мне его дал мой коренной учитель Лама Докшит для того, чтобы усилить это качество».
Вопрос: Медитацию в современном мире часто практикуют для того, чтобы добиться социального успеха. Нет ли в этом противоречия?
«Буддийская практика тренирует общие качества восприятия жизни, то есть счастье. Противоречия нет».
В ответ на вопрос о духовном пути:
«Я – профессиональный монах». Карьерный рост от эзотерического клуба в юности до 4-х летнего обучения в буддийском университете в Таиланде.
Вопрос: Корпус раскачивается во время медитации, это нормально?
«Бывает такое. Проходит, как правило».
«Забирайте энергии у импульсов. Но не старайтесь блокировать их».
В ответ на мой вопрос - Как распознать араханта?
«Зачем вам это? Существует поговорка у монахов: «просветлился – не пались».
В ответ на записку с замечанием о том, что в тхераваде намного меньше мистицизма, чем в ваджраяне и махаяне:
«Так только кажется. Хватает мистицизма и в тхераваде. Просто, тхеравадинцы раньше столкнулись с европейцами, чем тибетцы. «Первые встретились с мушкетами».
«Тхеравадинские мистики трансформировали своё учение», чтобы вписаться «в современное рациональное общество», в котором «не востребованы магия и мистика».
В ответ на мою записку «Почему Вы не говорите о Четырёх Благородных Истинах? Ведь медитация – это не самоцель. Цель – ниббана».
«У медитации много прикладных значений».
«Семена засеваем» на ретритах.
«Не люблю в начале ретрита говорить о 4-Х Благородных Истинах. Если их озвучить слишком рано, они могут показаться примитивными».
«Потому что подавляющее большинство участников ретрита не ставят такую цель, как ниббана».
В ответ на вопрос о сравнивании себя с другими:
«Почему бы не сравнить? Это можно. Но, «всё хорошо в меру. И сравнивание тоже».
В ответ на мою записку «Расскажите о джханах»:
«Не-а. Не буду. Ретрит Випассане посвящён. Джханы – другой метод».
«8 часов сидения нужно для вхождения в джхану».
Вопрос: Как перестать зависеть от еды? Еда – страсть.
«Если освободиться от такой зависимости, можно умереть» 😊
«Мне бы ваши проблемы» 😊
«Представляйте еду как непривлекательную. Ведь еда приятна только перед её поглощением. Уже через час она выглядит отвратительно. И на вкус, смешанная с желудочным соком – отвратительна. А через несколько часов…»
«Сделайте 10 вдохов и выдохов перед едой. 10 ложек съели – ещё 10 вдохов и выдохов. Прервите страсть своей осознанностью».
Продолжение следует.
Читайте также:
Ответы Аджана Ньянадассано на вопросы участников ретрита Випассана в Северном Кунсангаре