О том, что в августе 1969 года Владимир Высоцкий приехал на съёмки фильма "Сыновья уходят в бой" к своему другу, режиссеру Виктору Турову, я немножко уже писала РАНЬШЕ. Сегодня речь пойдёт еще об одной песне, написанной в то же время и в том же месте. О впечатлении, которое производит эта песня на слушателей, лучше всего скажет фрагмент беседы М. Цыбульского с вдовой режиссера, Ольгой Лысенко:
Я помню, как Володя приехал на эти съёмки в Браславль. <...> И тут машина подъезжает, приехал Туров. Они обнялись, расцеловались. А потом мы его дня через три провожали в Ригу на самолёт. Он был с гитарой. И вдруг он говорит: "Давай остановимся". И он спел: "Кто сказал: „Всё сгорело дотла...”
Я просто приросла к сиденью... То ли это была импровизация, то ли заготовка, я не знаю. Но эта песня меня настолько сразила, что потом всякий раз, когда он к нам приезжал, первой песней он всегда исполнял "Песню о Земле".
Он из меня всю душу этой песней вынул. Туров молчал, но я видела, что и он потрясён. Когда Володя умер, мы о нём вообще не говорили где-то год. Очень больно было об этом говорить...
Высоцкий был метеором. Он и по жизни промчался, как метеор, пронёсся через сердце, и рану оставил огромную. Каждый раз, когда я ставила эту песню, я думала, что я просто с колёс съеду... (Цыбульский М. Высоцкий в Белоруссии)
И это тот случай, когда говорить больше ничего не нужно. Только слушать снова и снова:
На канале уже публиковался сценарий несостоявшейся телепередачи "Монолог о военных песнях (1969). "Песню о Земле" там предваряли такие строки:
И не падали духом солдаты, и все годы войны жила вера в победу, вера в то, что израненная, искалеченная земля снова зацветет и заиграет всеми цветами...
Недавно удивительнейшим образом и эта фраза, и эта песня обрели дополнительный смысл и дополнительную аудиторию. Автор канала Фигурное катание - другой взгляд совместил, казалось бы, невозможное, и теперь в его ролике "Песня о Земле" сопровождает выступление на льду. В связи с печальным "юбилеем" Великого японского землетрясения 2011 года на последнем чемпионате мира по фигурному катанию двукратный олимпийский чемпион Юдзуру Ханю повторил свой показательный номер, посвященный этому событию. В оригинале японский спортсмен, подростком переживший это событие и чудом выживший, исполняет номер под песню "Цветы будут расцветать" ("Hana Wa Saku"), смысл которой перекликается с "Песней о Земле": несмотря ни на что, для тех, кто родится после, вновь расцветут цветы. Земля не умирает. "Она вынесет всё, переждет"...
Автор ролика ничего не делал с песней, ничего не менял и в выступлении спортсмена. Но как удивительно точно двигается фигурист под песню Владимира Семеновича, как будто программа изначально была поставлена под нее. О работе над роликом и вообще о том, как пришла такая идея, можно прочитать здесь: Юдзуру Ханю "Земля — это наша душа". Спасибо автору за то, что догадался совместить два эти шедевра. Может быть, хотя бы тысячная часть огромной армии фанатов Ханю, увидев такой вариант выступления гения фигурного катания, откроют для себя и гения Высоцкого? Хотелось бы надеяться.
Кто сказал: «Всё сгорело дотла,
Больше в землю не бросите семя!»?
Кто сказал, что Земля умерла?
Нет, она затаилась на время!
Материнства не взять у Земли,
Не отнять, как не вычерпать моря.
Кто поверил, что Землю сожгли?
Нет, она почернела от горя.
Как разрезы, траншеи легли,
И воронки — как раны зияют.
Обнаженные нервы Земли
Неземное страдание знают.
Она вынесет всё, переждёт, —
Не записывай Землю в калеки!
Кто сказал, что Земля не поёт,
Что она замолчала навеки?!
Нет! Звенит она, стоны глуша,
Изо всех своих ран, из отдушин,
Ведь Земля — это наша душа, —
Сапогами не вытоптать душу!
Кто сказал, что Земля умерла?
Нет, она затаилась на время...
Варианты, черновики здесь: https://vk.com/page-50031359_55354200
Не знаю, как из вас, а из меня они оба всю душу вынули...
Спасибо, что прочитали. Если вам понравилась статья, познакомьтесь с другими материалами канала: Каталог статей "Стихии Высоцкого" . Лайки, подписка и комментарии тоже лишними не будут. Дзен требует активности подписчиков. C'est la vie.