Найти в Дзене
Нижегородский Мечтатель

Заговор Аарона Берра – неудачная попытка создания еще одного государства рядом с США

Одна из неоткрытых до конца страниц истории ранних США – это заговор Аарона Берра, третьего вице-президента этой страны (в первый срок пребывания на посту президента Томаса Джефферсона), раскрытый весной 1807 года.

До сих пор точно неизвестно какие конечные цели преследовал энергичный и амбициозный Аарон Берр, обвинили его ни много ни мало в государственной измене – а именно в попытке отторжения от Союза части приобретенной в 1803 году у наполеоновской Франции Луизианы и сговоре с английским правительством. Но из-за бюрократических проволочек, неясностей в законах отдельных штатов и несоответствия их законам федеральным закончилось все ничем, обвинение рассыпалось и точно доказать удалось лишь то, что сам обвиняемый и не думал скрывать – аренду земель на территориях Техаса, еще принадлежавшем Испании, где по словам Берра он собирался мирно хозяйствовать, основав поселение, а вооруженные люди нужны ему были лишь для защиты в случае недоразумений с испанским правительством.

Аарон Берр, 3-ий вице-президент США (1756-1836)
Аарон Берр, 3-ий вице-президент США (1756-1836)

Но посмотрим, что о планах Аарона Берра говорят американские исследователи.

Аарон Берр-младший родился в 1756 году в семье известного пресвитерианского священника и президента колледжа Нью-Джерси (будущего Принстонского университета) Аарона Берра Старшего. Аарон Берр-младший отлично зарекомендовал себя во время Войны за независимость, не только на территории будущих США, но в канадских экспедициях американской армии, дослужившись до подполковника. Из-за слабого здоровья он оставил военную службу и начал политическую карьеру. В 1796 году Берр пытается баллотироваться кандидатом в президенты США от Демократическо-республиканской партии (это название звучит странно для дня сегодняшнего, необходимо уточнить, что современная Демократическая партия США «вышла» как раз из этого союза после его развала, а вот современная Республиканская партия не имеет к нему отношению и была создана в 1854 году как противовес демократам), но занимает лишь четвертое место.

Битва в Квебеке, при которой Берр пытался спасти раненого генерала Монтгомери.
Битва в Квебеке, при которой Берр пытался спасти раненого генерала Монтгомери.

Наконец в 1801 году Аарон Берр участвует в новых выборах, но уже как кандидат на пост вице- президента в паре с Томасом Джефферсоном и их партия побеждает. Но для Джефферсона этот союз был политически вынужденным – Берру он никогда не доверял и фактически отстранил его от власти. Вот тогда-то, по-видимому, вице-президент и начинает строить свои амбициозные планы, решив стать вторым Наполеоном, только в Северной Америке. Можно сказать, что ему было мало даже поста президента США (ну, что «это такое», в самом деле – если повезет, 4 года ограниченной власти в республиканской стране), Берр хотел стать независимым авторитарным диктатором отдельно взятой страны.

Вот только эту страну надо еще было создать, и, казалось, что амбициозному человеку, облеченному связями с военными и плантаторами, вполне можно попробовать рискнуть, учитывая территориально-государственные особенности тогдашней Северной Америки. В 1803-ем году США приобретает у наполеоновской Франции громадную территорию Луизианы, по существу украденную европейским разбойником у королевской Испании – образно выражаясь, Наполеон в этом случае награбил столько, что не смог унести – от этих территорий он избавился в пользу США вынужденно. И эти новые территории еще не были толком освоены американским правительством. Южнее же США была Мексика, все еще Новая Испания, где казалось, что власть валяется на земле, нужно было лишь умеючи ее подобрать.

Берр, Гамильтон и генерал Шайлер на Уолл-стритт.
Берр, Гамильтон и генерал Шайлер на Уолл-стритт.

Уже в 1801 году Аарон Берр делает первые шаги – он удачно выдает замуж свою дочь Феодосию за богатого южнокаролингского плантатора Джозефа Олстона, закреплят таким образом связи с южной аристократией и начинает плести интриги. Вскоре становится очевидно, что на следующие выборы Джефферсон пойдет без него, и тогда между делом Берр пытается участвовать в выборах губернатора Нью-Йорка, но с треском их проигрывает.

Сразу же вслед за этим, в 1804-ом году, случается событие, которое ставит окончательный крест на политической карьере Берра – не выдержав иронических нападок (а заодно и обвинений в финансовых махинациях) от своего давнего политического соперника Александра Гамильтона (одного из отцов-основателей США) он вызывает последнего на дуэль и смертельно ранит. Считается, что Гамильтон умышленно промахнулся, а вот Берр стрелял наверняка. Несмотря на то, что из-за законодательной казуистики Берр не был осужден за это преступление, карьера его была закончена.

Дуэль Гамильтона и Берра (справа)
Дуэль Гамильтона и Берра (справа)

Американский исследователь Бакнер Мелтон в своей книге «Аарон Берр: заговор к измене» говорит, что еще в 1804 году Берр вступает в контакт с английским послом в США Энтони Мерри с предложением начать сотрудничать. За полмиллиона долларов плюс предоставление английского флота в Мексиканском заливе Берр брался отделить Луизиану от США, убеждая посла в том, что ее жители горят неуемным желанием стать подданными Англии – впрочем, английское правительство игнорировало это уникальное предложение. Мерри поддержал Берра небольшой суммой из своих резервов, в полторы тысячи долларов, по-видимому лишь так - на всякий случай.

И вот в 1805 году Аарон Берр официально заявляет о том, что эмигрирует, арендовав у испанского правительства 40 тысяч акров земли в испанском Техасе. Об этот он говорить открыто, но в американскую прессу впервые просачиваются сведения о куда более грандиозных планах Берра – захват испанских территорий в Мексике, с основанием там независимого государства, с провозглашением самого Берра «императором» этого нового государства. Его ключевыми партнерами в этом предприятии становятся богатый плантатор Западной Вирджинии, ирландец Харман Бленнерхассетт и бригадный генерал Джеймс Уилкинсон – очень неоднозначный выбор, оба видные авантюристы, но при этом предатели и законченные негодяи высшей пробы.

Первый бежал из Ирландии, эмигрировав в США, предав своих товарищей по Обществу объединенных ирландцев, готовивших восстание, а о втором сам президент Теодор Рузвельт говорил позже – «нет в нашей истории более отвратительного персонажа», историк Роберт Леки характеризовал Уилкинсона как «генерала, который не выиграл ни одного сражения, но не проиграл ни одного военного трибунала». Впоследствии было неопровержимо доказано, что шустрый генерал всю сознательную жизнь находился на содержании Испанской короны и за вознаграждение сообщал важную и не очень информацию о внутренней и внешней политике США.

В Новом Орлеане Аарон Берр заручается поддержкой креольской мексиканской оппозиции и католической церкви, при этом в 1806 году он вступает в контакт с испанским министром Карлосом Мартинесом де Ирухо, уверяя того в том, что на испанские земли не посягает, более того - собирается захватить Вашингтон, а вовсе не Мексику. Доверчивый Ирухо даже выделяет ему денег (немного, правда) и наивно рапортует в Мадрид, что США, мол, скоро разваляться.

Харман Бленнерхассетт
Харман Бленнерхассетт

Чуть ранее в 1805 году Берр собирает первую экспедицию, а Харман Бленнерхассетт предоставляет ему свой остров (названный по его фамилии) на реке Огайо в качестве военной базы и штаба. Уилкинсон же в это время должен был заниматься набором солдат и обеспечить поддержку в армии США. Чем закончилась первая экспедиция Берра в Луизианну неизвестно, но в следующем году он стал готовить второй поход. Проект неудавшегося «императора» рухнул из-за бдительности губернатора штата Огайо и предательства вероломного генерала Уилкинсона. Обеспокоенный непонятной возней вооруженных людей на своей территории, губернатор приказал отрядам ополчения атаковать остров Бленнерхассетт, которые немедленно его и разорили. Сам Харман Бленнерхассетт бежал на лодке.

Партнеры собирались встретиться в Новом Орлеане и продолжить дело, но тут Джеймс Уилкинсон решил выйти из игры (по-видимому, до него дошло, что в случае нападения на Новую Испанию, испанская корона немедленно предаст огласке его шпионскую деятельность против США) и сдал подельников, написав письмо президенту Томасу Джефферсону.

Бригадный генерал и почетный шпион Джеймс Уилкинсон (1757-1825)
Бригадный генерал и почетный шпион Джеймс Уилкинсон (1757-1825)

На этом, собственно, мексиканско-луизианская авантюра и закончилась. В конечном итоге Аарон Берр был арестован, предстал перед судом, была вскрыта его переписка с англичанами и испанцами, но все пришли к выводу что Берр обманывал последних, попросту вымогая из них деньги. А вот нападать на соседние государства (вести частные войны) и уж тем более пытаться основать на чужих территориях «королевство» с новой династией, было запрещено согласно Закона о Нейтралитете 1794 года. Сговора с Англией по отторжению Луизианы от США (что было бы уже вопиющей государственной изменой) доказать не удалось. И в первую очередь потому, что главный доносчик и обвинитель Берра, генерал Уилкинсон, предоставивший суду свою зашифрованную переписку (с ее расшифровкой) с бывшим вице-президентом ее существенно заменил, чтобы выгородить себя лично. Судьи прекрасно видели, что документы фальшивые и даже прекрасно понимали почему Уилкинсон никогда и никому не покажет настоящие.

Так что после долгих проволочек пришлось всех отпустить – Аарон Берр отправился в добровольное изгнание в Европу, из которого вернулся в 1812-ом году.

Все трое фигурантов скончались в почтенной старости – Уилкинсон в 1825 году, послом в Мехико – перед смертью он как раз выклянчивал земли у мексиканцев, а его шпионская деятельность стала окончательно подтвержденной лишь в 1854 году. Аарон Берр – в 1836 году в возрасте 80 лет, за 3 года до этого он даже вновь женился на богатой вдове, но та уже через 4 месяца брака обнаружила, что престарелый муженек ее банально обкрадывает, занимаясь спекуляцией с ее землями, и развелась. Наибольше всего финансово пострадал Харман Бленнерхассетт – свое состояние, потраченное на авантюру Берра плюс разоренное милицией Огайо поместье он так и не сог восстановить и скромно скончался в Англии в 1831 году.

Кто знает, а ведь при большей удаче и при более надежных союзниках Аарона Берра на карте Северной Америки могло возникнуть еще одно государство и… вся мировая история пошла бы по несколько иному пути. США пришлось бы и в XX-ом веке решать проблемы на своем континенте, и вынужденно нести демократию несколько поближе.