Многие о Республике ШКИД знают только по фильму, но в фильм, к сожалению, не вошли многие эпизоды из книги. В двух словах о книге - ее написали бывшие воспитанники школы социально-индивидуального воспитания имени Достоевского для трудновоспитуемых Г. Белых и Л. Пантелеев в 1926 году. Сама же школа просуществовала с 1920 до 1925 года.
Судить по фильму об этой школе и о ее педагогах нельзя, но и по книге этого делать не следует. Если из "Педагогической поэмы" А. С. Макаренко можно делать выводы о методах воспитания в колонии имени Горького, потому что ее писал педагог, то "Республика ШКИД" больше художественное произведение, несмотря на ее автобиографичность. Тем более, что она написана с точки зрения воспитанников, которые педагогическую методику видели только в виде поощрений или репрессий.
Но методика Викниксора (Виктора Николаевича Сороки-Росинского), это другая тема, а сейчас перенесемся в 1920 год:
Кто поверит теперь, что в годы блокады, голодовки и бумажного кризиса, когда население Совроссии читало газеты только на стенах домов, в Шкидской маленькой республике с населением в шестьдесят человек выходило 60 (шестьдесят) периодических изданий – всех сортов, типов и направлений?
А все началось с ссоры двух редакторов единственного, на тот момент в Шкиде, журнала "Зеркало". Поссорились Янкель и Япончик Клички у них были такие. В Шкиде у всех были клички. Кстати, Янкель это один из авторов книги Григорий Белых. Но в книге и фильме он Григорий Черных.
Янкелю в издании журнала досталась только техническая работа, а он хотел писать стихи, статьи. Поэтому бросил "Зеркало" и начал издавать свой журнал- юмористический "Комар". И началась борьба за читательский интерес:
Началась горячка. Ежевечерне после невероятных дневных трудов Янкель с гордостью вывешивал на веревочку у печки все новые и новые номера. Улучшил технику, стал делать рисунки в красках и добился своего. Ребятам надоело дожидаться толстого ежемесячника, они все больше привыкали к «Комару». Уже вошло в привычку утром приходить в четвертое отделение и читать свежий помер журнала. «Комар» победил. Но Янкелю эта победа досталась недешево. Он осунулся, похудел, потерял сон и аппетит…
Но это было только начало. Вскоре "зараза заползла во все уголки". Заведующий же поначалу обрадовался новому увлечению своих воспитанников. Но вскоре:
Журналов стало так много, что не находится уже читателей на них. Все пишут – читать некогда. Но каждому лестно, чтобы его журнал читали. Каждый старается сделать свои журнал поярче, позаманчивее. Для этого требуется не только талант, но и время. А времени не хватает, поэтому издательская деятельность не прекращается и во время уроков.
Это мне напомнило начало эры интернета, когда соцсети только появились и еще не обрели нынешнюю популярность. В те годы каждый (или почти каждый) старался слепить свой сайт. И если не сайт, то хотя бы страничку. Как грибы после дождя росли чаты, форумы. Сайтов было больше, чем пользователей интернета и не в том беда, что сайтов было много, а в том, что большинство из них не давало никакой информации.
И в Шкиде было то же самое, но почти на сто лет раньше: сайты журналы на разные темы, каталог журналов, даже биржа копирайтеров.
В эту минуту в класс врывается маленький Кузя из первого отделения и прямо направляется к Янкелю.
– Ну? – вопросительно смотрит тот, отрываясь от рисования.
Кузя возбужденно говорит:
– Согласен!
– Идет, – коротко отвечает Черных.
Оба летят в первое отделение. Там кучка любопытных уже дожидается их.
– Значит, как уговорились, – говорит Янкель. – Поэму на шестьдесят строк я вам напишу сейчас, а нож перочинный вы мне отдаете по сдаче материала. Идет?
– Идет, идет, – соглашаются малыши.
Через три месяца увлечение издательским делом постепенно утихло и в Шкиде осталось всего четыре издания.